На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоТехнологияЗемельные работыПроизводство работ по...
НЕ понравилась
6
Понравилось

Производство работ по устройству земляных сооружений и планировка строительных площадок

Устройство выемок. Постоянные выемки разрабатываются при строительстве транспортных пересечений в разных уровнях, застройке местности с сильно пересеченным рельефом, создании искусственных водоемов и т. д. Временные выемки в виде котлованов необходимы при возведении фундаментов зданий и под промышленное оборудование, строительстве подземных сооружений и др. Траншеи разрабатываются при строительстве инженерных коммуникаций.

В зависимости от формы и размеров выемки, геологических и гидрогеологических условий на строительной площадке они могут разрабатываться с использованием экскаваторов, землеройно-транспортных машин, гидромеханическим или взрывным способами.

Разработка выемок одноковшовыми экскаваторами осуществляется проходками, под которыми понимают участок выемки, разработанный экскаватором при перемещении по фронту работ. Размеры проходки определяются формой и размерами экскаваторного забоя. Забой — это рабочее место экскаватора. Его форма и размеры зависят от вида рабочего оборудования, рабочих параметров экскаватора и принятой схемы разработки грунта (рис. 4.18). Для достижения высокой производительности размеры забоя должны назначаться по оптимальным рабочим параметрам экскаватора: высоте или глубине резания, радиусам резания и т. д.

Профили забоев экскаваторов с различным рабочим оборудованием

Рис. 4.18. Профили забоев экскаваторов с различным рабочим оборудованием: а — прямая лопата с канатным управлением; б —обратная лопата; в—драглайн; г — ж — грейферы; д — профиль забоя прямой лопаты с гидравлической системой управления; е — то же, обратная лопата; ж — грейфер; Rk — радиус копания, в — радиус выгрузки; +Hк — высота копания; —Нк — глубина копания; Hв — высота выгрузки

Разработка грунта экскаватором с прямой лопатой осуществляется выше уровня стоянки экскаватора и, как правило, с погрузкой на транспортные средства, которые могут располагаться на уровне подошвы забоя или выше его. Транспортировка грунта от экскаватора чаще всего осуществляется автосамосвалами как наиболее маневренными машинами. Количество транспортных единиц должно обеспечивать бесперебойную работу экскаватора. В зависимости от требуемой ширины выемки (котлована) применяют лобовую проходку с движением экскаватора по прямой, по зигзагу или поперечно-торцевую (рис. 4.19). Широкие котлованы разрабатывают лобовой и последующими боковыми проходками. Если глубина выемки (котлована) превышает оптимальную высоту забоя, разработка грунта производится по ярусам (уступам) в последовательности, определяемой профилем выемки. Количество проходок и ярусов зависит от ширины и глубины выемки (рис. 4.19, е).

Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием — прямая лопата

Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием — прямая лопата

Рис. 4.19. Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием — прямая лопата:

Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой и драглайном, разрабатывают грунт (выемку) ниже уровня стоянки машины с погрузкой в транспортные средства, располагаемые на одном уровне с экскаватором, или с укладкой в отвал или насыпь (рис. 4.20). При торцевой проходке, когда экскаватор перемещается вдоль оси выемки, достигается максимальная глубина разработки (копания), возможная для данного вида рабочего оборудования, но по сравнению с боковой проходкой — меньшая ширина выемки. При боковой проходке экскаватор движется по бровке выемки и, работая в отвал или насыпь, может перемещать грунт на более значительное расстояние. Широкие котлованы разрабатываются за несколько проходок.

Способы разработки забоя

Способы разработки забоя

Рис. 4.20. Способы разработки забоя:

а, б, в — поперечно-челночный экскаватором-драглайном; г, д — соответственно головной (торцевой) и боковой экскаватором с обратной лопатой; 1 — автосамосвалы; 2 — опускание ковша и набор грунта; 3 — окончание набора грунта и подъем ковша; 4— разгрузка ковша

Траншеи разрабатываются, как правило, торцевыми проходками. Грунт при этом отсыпается в отвал по одну или обе стороны траншеи. Конструкция рабочего оборудования драглайна позволяет отрывать глубокие (до 20 м) траншеи и разрабатывать грунт, черпая его из-под воды.

Схема разработки выемки экскаватором, оборудованным  грейфером с креплением вертикальных стенок

Рис. 421. Схема разработки выемки экскаватором, оборудованным грейфером с креплением вертикальных стенок: а — план: б — разрез

Котлованы и траншеи, имеющие крепление вертикальных стенок, а также грунты в опускных колодцах при строительстве подземных сооружений целесообразно разрабатывать экскаватором с грейфером (рис. 4.21).

Траншеи большой протяженности рационально разрабатывать многоковшовыми экскаваторами продольного копания. Поперечное сечение траншеи может быть прямоугольным, трапецеидальным или ступенчатым (см. рис. 4.9, б). Если нужно обеспечить заданный проектный уклон дна траншеи, рабочий орган машины управляется автоматической следящей системой — механической или оптической.

Для устройства неглубоких котлованов прямолинейных очертаний могут использоваться бульдозеры, послойно разрабатывающие грунт и перемещающие его за пределы котлована. Эта схема производства работ наиболее эффективна, если грунт, извлеченный из котлована, используется для планировки окружающей территории и нет необходимости отвозить его за пределы строительной площадки.

При разработке постоянных выемок с укладкой грунта в насыпь или кавальер наибольшая производительность достигается при использовании скреперов, работающих по одной из схем, представленных на рис. 4.22.

Гидромеханический способ используется при разработке выемок значительных размеров. Вначале разрабатывается пионерная траншея, которая заполняется водой, и в нее вводится землесосный снаряд, увеличивающий выемку до проектных размеров. Работу можно выполнять, используя гидромониторную установку и землесос, переставляемые по ярусам по мере углубления выемки.

Схемы движения скрепера

Рис. 4.22. Схемы движения скрепера:

а — по эллипсу; б — восьмеркой; в — зигзагообразное; г — по спирали; д — поперечно-челночное

Взрывным способом выемки разрабатываются, как правило, в скальных и мерзлых грунтах, методом массовых взрывов направленного выброса.

Возведение насыпей. Насыпи возводятся при строительстве дорог, транспортных пересечений, трибун спортивных сооружений, плотин, дамб и других объектов. Работы могут производиться с использованием землеройных и землеройно-транспортных машин или способом гидромеханизации.

При возведении насыпей отсыпкой грунта в зависимости от формы и размеров насыпи, свойств грунта и условий работ применяются различные способы: головной, продольный, поперечный и комбинированные.

Головной способ устройства насыпи применяется, когда грунт поступает из разрабатываемой экскаватором глубокой выемки или карьера, а насыпь возводится в узкой долине (овраге) с крутыми склонами. Отсыпка осуществляется на всю высоту насыпи. Грунт отсыпается автосамосвалом и перемещается бульдозером. Этот способ имеет ограниченное применение в связи со значительной осадкой насыпи в процессе эксплуатации.

Продольный способ предусматривает послойную отсыпку грунта вдоль насыпи участками значительной протяженности. Толщина слоя — 0,3—1,5 м в зависимости от вида грунта, назначения насыпи и используемых грунтоуплотняющих средств. Грунт укладывается в насыпь, как правило, землеройно-транспортными машинами. Если грунт доставляется автосамосвалами, разравнивание слоев производится бульдозерами или автогрейдерами. Уплотнение происходит при движении машин, отсыпающих грунт, и за счет работы грунтоуплотняющих машин.

Поперечный способ применяется, когда грунт поступает в направлении, перпендикулярном к оси насыпи из резервов. Используются бульдозеры, скреперы или экскаватор-драглайн, разрабатывающий грунт в резерве и отсыпающий его непосредственно в насыпь с последующим разравниванием.

При возведении насыпей из разнородных грунтов в нижнюю часть укладывают менее водопроницаемые, с небольшим уклоном поверхности слоя от оси к краям, а выше — слои хорошо дренирующего грунта. Насыпи, устраиваемые без послойного уплотнения грунта, отсыпают по высоте с запасом на последующую естественную осадку.

В зависимости от расстояния перемещения грунта, размеров насыпи, условий работ применяются различные схемы движения землеройно-транспортных машин.

Скрепер, наиболее производительная машина при возведении насыпей, может работать по схемам, представленным на рис. 4.22. При работе скреперов и бульдозеров набор грунта и разгрузка производятся на прямых участках пути. Выбор схемы определяется условиями работы и предпочтение отдается схеме, обеспечивающей минимальный путь транспортирования грунта. Схемы движения по восьмерке и зигзагу целесообразно применять для строительства прямолинейных насыпей (дорог, дамб и т. д.). По эллипсу и спирали движение скрепера осуществляется при устройстве насыпи небольшой высоты с разработкой грунта в нешироких двусторонних резервах, поперечно-челночная схема — возведении невысокой насыпи из двусторонних резервов шириной, достаточной для набора грунта.

Бульдозеры при возведении насыпи могут перемещаться по схемам: эллипс, восьмерка или челночной при неглубоких, но широких резервах (выемках). Разработка грунта бульдозером в забое осуществляется послойно по всей ширине (траншейно-поло-ная и поярусно-траншейная схемы). Последняя получила наибольшее распространение, так как обеспечивает: повышение производительности за счет сокращения потерь грунта. Уменьшить потери можно, применив отвал с боковыми открылками или спаренную и групповую работу бульдозеров с движением в линию «отвал в отвал».

Схемы намыва грунта

Рис. 4.23. Схемы намыва грунта:

а — безэстакадным способом; б — эстакадным; 1 — водоотводные трубы; 2— обвалование; 3 — водосборный колодец; 4 — магистральный пульпопровод

Автогрейдеры применяются для возведения насыпей небольшой высоты (до 1,2 м) из неглубоких резервов, расположенных с обеих сторон насыпи, но не далее 5—10 м; грейдер-элеваторы — при устройстве насыпи высотой до 4 м значительной протяженности, отсыпаемой из грунта, разрабатываемого в резерве большой длины (не менее 500 м).

Возведение насыпи гидромеханическим способом осуществляется намывом по безэстакадной или эстакадной схемам. По безэстакадной схеме вначале устраивается обвалование участков (карт) намыва (рис, 4.23). С одной или двух сторон у подошвы насыпи укладываются пульпопроводы, имеющие наклонные патрубки, изливающие пульпу непосредственно в карту намыва или через разводящие перфорированные трубы. По мере возведения насыпи патрубки наращиваются. Для удаления воды посередине карты устраиваются один-два водоприемных колодца.

При эстакадном способе по оси намываемой насыпи устраивается деревянная или инвентарная металлическая экстакада, на которой укладывается пульпопровод с отверстиями или патрубками для слива пульны. Этот способ менее экономичен и применяется в основном при намыве насыпей большой ширины. Длина карт намыва назначается в пределах 100—200 м, а толщина слоя, намываемого за один прием,— 0,5—2,5 м.

Для поточного производства намыва насыпь разбивают минимум на две карты, в которых поочередно производятся намыв и подготовка к намыву (устройство обвалования, монтаж пульпопроводов и т. д.).

Планировка площадок. При планировке в основном используются бульдозеры и скреперы. Выбор типа машины и ее параметров зависит от объема работ, вида грунта, средней дальности его перемещения, рельефа местности и условий работы.

Бульдозерами планировка площадки выполняется, если дальность перемещения грунта не превышает 100 м. Без предварительного рыхления возможна разработка грунтов средней плотности и плотных, а также грунтов с включениями камней небольших размеров и остатков корней деревьев. Бульдозеры могут перемещаться по следующим схемам: эллипс, спираль, челночная, если расстояние перемещения грунта невелико (до 30 м).

Разработка участка выемки производится послойно при небольшой площади выемки и поярусно-траншейным способом. Резание грунта в забое ведется стружкой клиновидной или гребенчатой формы. Отсыпка грунта осуществляется, как правило, послойно с уплотнением (рис. 4.24).

Скреперы при планировке площадок обеспечивают наивысшую производительность труда. Они могут работать по схемам движения: эллипсу (при значительной ширине участка срезки), спирали (когда срезка грунта ведется по всей ширине выемки) или восьмерке (при значительной протяженности фронта работ и плавном очертании линии нулевых работ). Плотные грунты предварительно необходимо рыхлить или на участке набора грунта применять трактор-толкач, увеличивающий усилие резания на ноже скрепера и степень заполнения ковша грунтом. Разработка грунта осуществляется послойно последовательно смещаемыми проходками (сплошным слоем) или по шахматно-гребенчатой схеме. Резание грунта производится тонкой стружкой постоянной толщины клиновидного или гребенчатого профиля. Отсыпка ведется слоями, толщина которых зависит от вида грунта и способа уплотнения.

Предпочтительнее вести разработку грунта бульдозерами и скреперами при движении машины под уклон, что позволяет увеличить их производительность в 1,5—2,5 раза.

Изложенные ранее рекомендации о рациональных методах и схемах работы землеройно-транспортных машин при устройстве выемок и насыпей приемлемы и для планировки площадок в сопоставимых условиях работы.

В тех случаях, когда на площадке имеются значительные объемы выемок, сосредоточенные на небольшом участке, и рельеф местности позволяет вести разработку грунта забоями достаточной высоты, целесообразно использовать одноковшовые экскаваторы, оборудованные прямой лопатой. Разработка грунта производится лобовой и боковыми проходками. Грунт на участок подсыпки транспортируется автосамосвалами, затем послойно разравнивается бульдозерами или автогрейдерами и уплотняется.

Планировка площадки может быть осуществлена гидромеханическим способом. Участки выемки разрабатываются гидромониторными установками с самотечной или напорной транспортировкой пульпы для намыва участков насыпи. Используется этот способ, как правило, при планировке больших площадей с пересеченным рельефом для строительства промышленных комплексов.

Схема планировки площадок бульдозером

Схема планировки площадок бульдозером

Рис. 4.24. Схема планировки площадок бульдозером: а — траншейный способом; б — послойным

Закрытые способы производства земляных работ используются при необходимости прокладки новых и замены старых подземных коммуникаций. Открытая разработка грунта при выполнении этих работ нежелательна, так как нарушается движение транспорта, покрытие улиц, а при прокладке коммуникаций под железнодорожными и трамвайными путями, городскими магистралями, зданиями и сооружениями она практически невозможна.

В зависимости от назначения, размеров и длины коммуникаций разрабатывать грунт и прокладывать их можно с помощью щитовой проходки, горизонтального бурения, продавливания, прокола, лидирующего прокола, вибропрокола, пневмотрамбойников, гидромеханическим способом и др.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00431)
Rambler's Top100