На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоПромышленное стр-воКонцертные залыЗрительное восприятие в концертном зале
НЕ понравилась
0
Понравилось

Зрительное восприятие в концертном зале

Требования комфортной видимости являются вторым важнейшим критерием формы концертных залов.

В настоящее время в литературе не сформулированы специальные требования видимости в концертных залах. Вместе с тем имеется обширная литература по учету визуальных требований в других залах - театральных, клубных, кинозалах. Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы.

а) Требования к условиям видимости, основанные на обобщении исторического опыта проектирования, строительства и эксплуатации залов. Критерий формы залов здесь базируется на осреднении данных практики. Предполагается, что «пробы и ошибки проектирования» приводят к стихийному выявлению тех форм залов, которые больше всего соответствуют предъявляемым требованиям. В этом случае не всегда удастся выяснить, чем вызван тот или иной принятый параметр - условиями видимости, акустическими требованиями, экономическими причинами или просто традицией. Например, длина концертного зала может быть продиктована любым из этих соображений и часто является результатом компромиссного решения.

Статистические данные по основным параметрам залов (в том числе и концертных) очень разнообразны. Осреднение их принципиально не гарантирует оптимальных решений. Поэтому данные исторического опыта могут быть полезны лишь как первое приближение, главным образом в случае отсутствия обоснованных научных рекомендаций.

б) Требования к условиям видимости, основанные на учете физиологических характеристик зрения. Это - острота зрения, величина поля предметного зрения (и других полей), распределение зрительного поля вокруг точки фиксации, комфортные углы поворота глаза, пороги дивергенции и т. д.

Построение концертного зала не должно противоречить требованиям оптики глаза. Но на основе физиологических показателей можно установить лишь некоторые предельные параметры залов. Например, на основе пороговой остроты зрения и величины детали можно установить дистанцию наблюдения, с которой деталь различается зрителем с вероятностью 50%. Очевидно, однако, что комфортное место зрителя находится ближе. Условия наблюдения должны быть не просто физиологически приемлемыми, но главным образом психологически комфортными. Эти условия нельзя удовлетворить на основе только лишь физиологических констант.

Для того чтобы перейти от этих физиологических констант к рекомендациям параметров залов, различные авторы вынуждены вводить многочисленные условные допущения. Так, при построении поля зрения предполагают, что восприятие динамичного действия на сцене можно отождествить с фиксацией неподвижной точки; при расчете удаленности назначают размер «важной» детали, но не учитывают число таких деталей (одиночное или массовое действие). Кроме того, острота зрения в концертном зале заведомо не соответствует стандартным величинам, приводимым в общих руководствах, а переменный размер наблюдаемых деталей еще более запутывает расчет.

в) Требования условий видимости и зонирование. Цель соответствующих работ - дать обобщенную картину условий видимости главным образом в виде зон равной и предпочтительной видимости. Положительным моментом здесь является, во-первых, попытка синтезировать несколько визуальных требований, а во-вторых, отход от задания предельных границ зрительских мест в пользу зон, где качество мест последовательно ухудшается, начиная с оптимальной зоны. В некоторых случаях при этом используется методика свободного заполнения залов, что выявляет естественное отношение зрителей ко всей сумме условий. Однако на него влияют многие факторы, не связанные с данными условиями видимости. Главным образом это влияние «установки» (обобщенного прошлого опыта зрителя), искажающее визуальные оценки.

г) Требования видимости, основанные на расчетных данных. Эти требования связаны в основном с беспрепятственной видимостью. Известны различные способы расчета профиля пола при заданном превышении. Однако при чисто рас-1 четном методе остается открытой проблема допусков - на какую часть может быть загорожено действие без потери комфортности наблюдения. Вторая проблема - учет влияния значимости (весовых коэффициентов) различных участков демонстрационного пространства на требования к условиям видимости. При этом без экспериментального определения допусков все расчеты «повисают в воздухе».

д) Требования видимости, основанные на учете психологических реакций зрителя. Особенности метода кратко могут быть сведены к следующему.

  • Во-первых, за критерий качества того или иного параметра зала принимается субъективная зрительская оценка условий наблюдения. Совокупность оценок, полученных по специальной программе от разных наблюдателей, статистически анализируется. Сами эксперименты проводятся с учетом взаимовлияния различных факторов, определяющих оценку.
  • Во-вторых, указанные опенки сопоставляются с моделями, количественно характеризующими условия наблюдения. Устанавливается зависимость оценок от параметров зала и характера зрелища, что позволяет предсказать субъективные оценки но данным объективных измерений.
  • В-третьих, формируются глобальные модели, соответствующие общим оценкам условий наблюдения. На их основе возможна качественная оценка любого зрительского места, формирование зон равной видимости, установление границ зрительских мест заданного качества, сравнение и выбор вариантов формы зала и т. д. От функциональных критериев естественен переход к экономическим показателям с учетом стоимости билетов.

е) Визуальные требования, основанные на учете социальных и культурных запросов зрителей. Психологические требования рассматриваются на уровне оценки комфортности восприятия отдельном зрителем. Однако зритель одновременно участвует в сложных социально-культурных процессах. Нужно, например, учитывать эффект взаимовлияния членов зрительского коллектива. Оценка качества зрительского места зависит не только от возможностей восприятия с этого места, но и от представлений, сформировавшихся в зрительской среде.

Кроме того, оценка условий наблюдения сложно связана с характером эмоционального воздействия самого зрелища. Степень заинтересованности зрителя в действии может как усиливать, так и ослаблять внимание зрителя к условиям наблюдения.

И наконец, оценка условий наблюдения вливается в общую зрительскую оценку функциональных и эстетических особенностей архитектуры зала и здания в целом, зрелища и всей ситуации. Эта общая оценка формируется на фоне политического, социального и культурного статуса общества.

Намеченные шесть уровней исследования углубляют знания о требованиях к условиям видимости. Каждый уровень включает предыдущие. Так, исследование условий видимости не может быть начато без обобщения опыта проектирования и эксплуатации залов, однако затем необходимо использовать критерии, связанные с потребностями, задачами, мотивами зрителя.

В настоящее время в основном известны антропометрические требования и требования физиологии зрения. Психологические требования комфортности наблюдения изучены сейчас лишь в отношении некоторых характеристик зрелища. Что касается социальных и культурных запросов зрителя, то они в основном не имеют еще адекватных моделей и методов измерений.

Ниже изложены основные результаты исследования видимости применительно к концертным залам. Рассмотрены параметры концертного зала, величина которых связана с условиями видимости. Приведенные рекомендации в дальнейшем будут, по-видимому, корректироваться но мере освоения более высоких ступеней в исследовании «человеческого фактора».

Беспрепятственная видимость и частичное загораживание концертного зрелища

Требования беспрепятственной видимости лимитируют форму разреза, боковые границы мест (при портальной сцене и эстраде концертного зала), положение балконов и т. д. Абсолютно беспрепятственную видимость в концертных залах, как правило, не удается обеспечить. Только в кинотеатрах, где первый ряд значительно удален от экрана и нижняя кромка экрана расположена достаточно высоко, возможно проектировать профиль мест с превышением 12 см без чрезмерно крутого уклона иола. В театрах, где критичная точка наблюдения (на красной линии) находится примерно на уровне голов передних зрителей, а дистанция до первого ряда составляет 3-5 м, превышение 12 см привело бы к слишком крутому амфитеатру. Поэтому, но нормам СНиП II -Л. 20-69, в театрах принято превышение 6 см. Частичное загораживание возникает здесь и для боковых зрителей, сидящих вне проекции портала: его вертикальная кромка загораживает около 25% объема сцены. Аналогичное положение в клубных залах и в спортивных залах с трибунами.

В концертных залах также практически не может быть обеспечена беспрепятственная видимость для всех зрителей: она потребовала бы очень крутых уклонов амфитеатра и увеличения кубатуры зала, а кроме этого, и ограничения вместимости. что противоречит эвакуационным. экономическим и акустическим требованиям.

Частичное загораживание концертного зрелища возникает по двум причинам: первая - загораживание зрелища головами впереди сидящих зрителей; вторая - загораживание зрелища портальной стеной (при наличии портала); возможно и загораживание другими выступающими конструкциями - краями балконов и т. п.

Профиль пола строится так, чтобы можно было видеть зрелище поверх голов зрителей, сидящих впереди.

Графические и аналитические методы построения профиля широко известны (рис. 38. 39) [2, 7, 12. 22 и др. ]. В книге «Кинотеатры» [12] показано, что профиль мест, построенный с равными превышениями, но меньшими 12 см, не обеспечивает равных для всех рядов условий видимости. так как в этом случае загороженная площадь экрана увеличивается для мест с большим удалением (рис. 40). Поэтому правильнее создавать не постоянные превышения, а постоянную площадь загораживания для всех мести переменные превышения (рис. 41). Для театральных постановок, концерта и других объемных зрелищ с увеличением удаления возрастает загороженный объем сцены; в этом случае равенство условий состоит в равенстве загороженных объемов зрелища.

Для уточнения условий видимости в концертном зале был проведен расчет [7, 8] реальных объемов загораживания для разных координат зрителя и разных превышений (расчет проводился с помощью ЭВМ). Учитывалось, что число голов, загораживающих зрелище, уменьшается для дальних рядов (рис. 42), в то время как объем загораживания каждой головой для этих рядов увеличивается.

Расчет проведен для зоны так называемого циклопического глаза. При ширине кресел 0, 5 м и глубине рядов 0. 9 м зона (в просвете между головами предыдущего ряда), видимая одновременно обоими глазами, лежит в пределах угла 17°20', а зона. видимая хотя бы одним глазом, - в пределах угла 25°20'. Поскольку добавления за счет видимости одним глазом явно некомфортны, была принята средняя зона - зона циклопического глаза - 21°20' (рис. 43).

Проведенный расчет показал, что профиль иола, обеспечивающий равную долю загораживания зрелища для всех рядов, отличается от профиля, построенного по «идеальной» кривой. Для концертных действий, широких но фронту, он должен быть для передних мест более пологим, а для задних более крутым, чем по кривой равных превышений, т. е. в первых рядах превышения должны быть меньше, чем в дальних.

Рис. 38. Построение идеальной кривой (равных превышений)

Рис. 38. Построение идеальной кривой (равных превышений): Са - антропометрическое превышение - расстояние от глаза человека до верха его головы; С -превышение - расстояние (по вертикали) от луча зрения, направленного в расчетную (фокусную) точку зрелища, до глаза сидящего впереди человека: d - расстояние между рядами (от спинки до спинки кресла); F - фокусная точка, в которую направлены лучи зрения (эта точка принимается за начало координатной системы, фиксирующей положение зрителей): f - превышение последнего ряда над первым; Но- расстояние (по вертикали) от фокусной точки до глаза зрителя первого ряда; До - расстояние (по горизонтали) от фокусной точки до первого ряда; Нх- высота глаза зрителя расчетного ряда над уровнем фокусной точки; h - высота глаз сидящего человека над уровнем пола: r - высота подступенка или разница в уровне глаз двух соседних рядов

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 39. Построение профиля по ломаной.

f1, f2, f3 - превышение глаз зрителя последнего ряда над первым в каждом из отрезков ломаной: n1, n2, n3 - число промежутков между рядами в каждом отрезке ломаной. С1, С2, С3 - наименьшее превышение в каждом отрезке

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 40. Рост величины загораживания при удалении зрителя от экрана.

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 41. Изменение превышений Сx (м) в зависимости от удаления зрителей Дx (м) при заданной площади загораживания экрана m, % от площади всего экрана.

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 42. Изменение числа теней от голов впереди сидящих людей в зависимости от удаления зрителя.

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 43. Сравнение циклопической и бинокулярной схемы зрительного восприятия.

Расчеты показывают также, что при соблюдении равной меры загораживания превышения должны зависеть от отметок мест относительно эстрады - превышения на балконе меньше, чем в партере на той же дистанции (рис. 44).

Другой вид загораживания, существующий в концертных залах, - загораживание портальной стеной, краями балконов, ярусов и других конструкций. Для его лимитирования зрительские места в плане и в разрезе размещаются в пределах горизонтального и вертикального ограничительных углов. Строительные нормы театров и клубов (СНиП II - Л. 20-69 и II - Л. 16-17) определяют величину этих углов в 30 и 25° соответственно. Нормирование их постоянной величиной означает неравные условия загораживания в залах со сценами разных пропорций (рис. 45). Соблюдение постоянной доли загораживания сцены приводит к требованию переменного ограничительного угла, зависящего от пропорций сцены (эстрады) и габаритов портала. Если для стандартной портальной сцены (с площадью S1) ограничительный угол в плане составляет 30°, то при сцене с развитой авансценой в Ленинградском ТЮЗ (с площадью S2) равноценные условия S'/S1 = S''/s2 - создаются углом 43°.

Таким образом, возможно проектировать залы с теоретически равными для всех мест условиями видимости даже при отступлении от беспрепятственной видимости, т. е. при загораживании головами впереди сидящих, портальной стеной или другими конструкциями. При этом условно подразумевается, что псе участки зрелища одинаково интересны для зрителей. В действительности это не так. В концертных залах зрелища очень разнообразны и по жанрам, и по величине занижаемого ими пространства сцены, и по характеру распределения в нем значимых деталей. При этом концертное действие существенно отличается от театральной мизансцены. Если в театре каждая поза и жест актера важны для восприятия спектакля и невосполнимы никакой другой деталью зрелища, то в оркестре, хоре или даже в танце зрительно значимая зона находится не ниже рук музыканта, то в танце важно видеть планшет сцены.

Рис. 44. Объем загораживания трехмерного зрелища п зависимос...

Рис. 44. Объем загораживания трехмерного зрелища п зависимость его величины от отметки зрителя над планшетом сцены: a - угол подъема; Нх - высота подъема (отметка) зрителя над планшетом сцены

Естественно, что все эти особенности зрелищ должны влиять на требования зрителя к условиям видимости для различных концертных жанров.

Кроме того, в самом процессе человеческого восприятия зрелища существуют сложные взаимосвязи. Зритель, захваченный действием, развивающимся в центре сцены, может не заметить не только помех по ее краям, но даже появления нового актера. В то же время иногда бывает достаточно фразы действующего лица и реакции зала, чтобы зритель безболезненно восполнил неувиденную почему-либо детальдействия и даже не зафиксировал в сознании эту помеху.

Из сказанного ясно, что расчетные методы регулирования видимости недостаточны. Можно рассчитывать, какой объем сцены загорожен, но принципиально нельзя предусмотреть, какое загораживание не будет мешать зрителю. Необходимо учитывать все особенности зрелища и восприятия его человеком, и только на этой основе можно установить допуски на загораживание, сохраняющие комфортность зала.

Комфортность - понятие субъективное, меру ее может определить только зритель. Его мнение об условиях видимости - результат всей совокупности процессов, характеризующих зрелище и его восприятие, и поэтому конечная инстанция в оценке условии.

Рис. 45. Зависимость ограничительного угла от пропорций сцен...

Рис. 45. Зависимость ограничительного угла от пропорций сцены при постоянной доле загораживания S'/S1 = S''/S2: S1 и S2 - площади сцен разных пропорций; S' и S" - загороженные порталом площади соответствующих сцен

Исследования зрительской оценки условий загораживания впервые были проведены в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортсооружений. Эксперименты проводились для концертов разных жанров - выступлений оркестра, хора, камерного и литературного концертов, хореографических и эстрадных выступлений народных ансамблей, цирковых и сольных номеров, а также для кинопоказа. Для театрального действия проведены предварительные опыты.

Эксперименты осуществлялись в лабораторных условиях на моделях зрелищ, а затем в естественных условиях зрительных залов (зал имени Гнесиных, Театр эстрады, театр имени Вахтангова, киноконцертные залы «Октябрь» и «Варшава», Дворец спорта в Лужниках).

Во всех опытах испытуемые-зрители указывали (в соответствии с инструкцией) субъективные границы, когда загораживание «впервые вызывало ощущение помех», когда «ощущение помех еще допустимо» и когда «ощущение помех уже недопустимо».

Как выяснилось, именно эти границы психологически наиболее естественны для зрителей и именно они удобны для дальнейшего зонирования зала. Условия загораживания и параметры зрелища фиксировались специальными зарисовками и фотографированием. Исследовалось загораживание головами, вертикальной стеной портала и горизонтальным краем балкона.

Методика эксперимента и обработка его результатов основывались на известных методах субъективной оценки качества [1, 21, 31 и др. ]. специально переработанных для данной задачи при консультации специалистов по психологии и статистике эксперимента.

Объем опытных данных составил около 2600 оценок от 14 наблюдателей.

Экспериментальные результаты, положенные в основу приводимых ниже рекомендаций, удовлетворяют в среднем 80 зрителей из 100 (имеют 80%-ную вероятность). Исследование показало, что в большинстве концертных программ (кроме большого симфонического оркестра и больших танцевальных коллективов) значимая зона действия тяготеет к красной линии сцены.

Выяснилось, что границы допустимого загораживания, как правило, лежат недалеко от контура действия. Для зрелищ, включающих множество идентичных элементов (массовый танец, хор, оркестр и т. п. ), равномерно распределенных по сцене, допустимо загораживать до 10-12% площади в пределах контура. То же оказывается допустимым и при выраженном членении действия на участки ведущего и второстепенного значения (например, солист и музыкальное сопровождение).

Зритель, увлеченный действием, замечает не всякое загораживание, а только существенно мешающее наблюдению - фиксация внимания на интересующем предмете снижает чувствительность к случайным помехам. Правдоподобно предположить, что при высокой эмоциональной заинтересованности зрелищем требовательность к условиям видимости не только не повышается, а может быть даже несколько ослабевает. Специально исследовалось влияние адаптации (привыкания) к загораживанию (56 оценок от 11 наблюдателей). Оказалось, чтоодномоментные оценки не требуют корректировки и в общем соответствуют оценкам за весь период концерта (1, 5-2 ч).

В исследованиях получено качественное зонирование вала по условиям загораживания на трех уровнях комфортности - очень удобно, удобно и малоудобно. В результате проектировщик может выбирать параметры зала в более широком, чем сейчас принято, диапазоне и может, имея точный критерий качества, варьировать меру комфортности зала и отдельных его частей под давлением композиционных, экономических или других требований. Проектирование комфортной видимости может быть обеспечено различными показателями. Можно задать допуски в виде переменных превышений, возрастающих по мере удаления игарантирующих уже не теоретически равные условия (равные объемы загораживания), а практически равные (равную меру комфортности).

Зал с частичным загораживанием можно проектировать не только с помощью переменных превышений, меньших 12 см и гарантирующих заданное качество комфортности. Те же условия обеспечит кривая беспрепятственной видимости (с постоянным для всех рядов С-12 см и более), построенная не на нижнюю точку зрелища (как при переменных превышениях, меньших 12 см), а на ту точку зрелища, до которой разрешено его загораживание. Такая процедура проще, поэтому рекомендуемые допуски на загораживание представлены в виде координат этой точки - фокуса (табл. 19). Координаты даны в метрах (начало координат - на передней кромке просцениума). Для каждого жанра зрелища даны три точки, соответствуйте границам трех зон качества. Это значит, что для проектирования зоны, например, очень удобной видимости оркестра фокусную точку нужно располагать не выше 0, 5 м над уровнем планшета сцены, для зоны удобной видимости - не выше 0. 8 м и т. д.

Таблица 19: Координаты фокусных точек для различных видов зрелища на сцене

Координаты фокуса Качество мест Вид зрелища
оркестр сольный номер цирк на сцене театральная мизансцена танец хор эстрадный ансамбль собрание кинопоказ
  Очень удобные 0. 5/0, 8 0. 4/1 0/0, 15 0. 2/0. 6 0/0, 15 0. 25/0, 9 0. 2/0, 9 0, 6/1 Нэ 0, 22В
Координата, м Удобные 0. 8/1, 3 1/1. 2 0. 15/0. 8 0, 6/1 0. 15/0. 8 0, 9/1. 4 0. 9/1. 2 1/1. 5 Нэ 0, 356
  Малоудобные 1. 3/1, 3 1. 2/1. 7 0, 8/1, 3 1/1. 5 0. 8/1. 3 1. 4/1. 9 1. 2/1. 7 1. 5/2 Нэ 0. 555
Абсцисса, м - 1 1. 5 2 1. 1 2 2. 8 3 3 Согласно проекту

Примечание. Hэ - высота подвески экрана над уровнем сиены; В - высота экрана.

Из табл. 19 следует, что координаты фокуса для большинства жанров не совпадают. Если зал рассчитан на концерты разных жанров, то проектировщик может выбрать координаты фокуса по самому критичному из них. Если же это приводит к чрезмерным уклонам пола и противоречит другим требованиям, то координаты фокусной точки должны быть вычислены как средневзвешенные. Для такого расчета кроме координат фокусов каждого жанра необходимо знать также удельные «веса» этих жанров. Строго говоря, вес должен учитывать такие сложные характеристики, как социальный эффект, популярность, тенденции развития жанра и т. п. , и потому его назначение является самостоятельной сложной проблемой. Для практических нужд грубым приближением веса может служить ожидаемая частота соответствующих выступлений. Для расчета средневзвешенной координаты а предлагается формула [28]

Зрительное восприятие в концертном зале

где ai - координата фокусной точки; Wi - «вес» жанра (относительная частота выступлений);

Построение уклона мест рекомендуется вести с постоянным превышением С = 14 см для уровня глаз сидящего человека А = 120 см от пола. Принятые ныне превышение С = 12 см и уровень глаз сидящего человека 115 см, поданным Института антропологии АН СССР [38], равны или больше антропометрического Са только для 50% зрителей и при этом без учета прически.

Рекомендованные здесь величины (С = 14 и h = 120 см) обеспечивают 80%-ную вероятность антропометрических параметров, что соответствует общепринятым показателям надежности.

Профиль мест рекомендуется строить но ломаной линии с двумя-тремя отрезками (в зависимости от длины зала), увеличивающимися но мере их удаления от сцены. На рис. 39 показано построение профиля графоаналитическим методом. Формула f = cn (1) практически единственная, которую должен знать проектировщик. Вычисленную величину f откладывают над уровнем глаз первого ряда и, соединив, полученную точку с фокусной, проводят линию до пересечения с положением последнего ряда отрезка. Это определяет положение глаз в нервом ряду следующего отрезка. Далее построение повторяется. Точность построения может быть проверена аналитически вычисленными отметками но формулам в общем виде:

и в виде, удобном для последовательного вычисления по отрезк...

и в виде, удобном для последовательного вычисления по отрезкам:

где Hx, H1, H2, H3 и Н0 имеют знак зависимости от своего пол...

где Hx, H1, H2, H3 и Н0 имеют знак зависимости от своего положения относительно уровня фокусной точки F: если фокус ниже глаза зрителя, то знак плюс; если выше, то знак минус.

Нужно учесть, что на определенном удалении от сцены весь Фронт зрелища оказывается в пределах угла 21гр. 20', т. е. просматривается между головами предшествующего ряда.

Для литературных концертов, например, эта дистанция составляет всего 8-10 м, а для большинства камерных программ 18-20 м.

Начиная с этой дистанции построение профиля можно вести не для каждого ряда, а через ряд, т. е. в формуле (I) вместо n берется - n/2.

В результате уклон пола оказывается более пологим, а условия видимости с этих мест сохраняют тот же уровень комфортности. Удаление, на котором происходит такой «перелом» профиля, зависит от фронта зрелища и приблизительно может быть рассчитано по формуле D прим. = 2, 4 Ш (Ш - ширина игрового портала или эстрады). Эта закономерность действительна только для мест, расположенных вдоль продольной оси зала в зоне до 7-10 м. На этом участке проектировщик может получить отметку последнего ряда приблизительно на 1-1, 5 м ниже, чем в остальных зонах дальних мест. Такая общая форма амфитеатра с уплощенным участком центральных задних мест может приниматься в случаях, когда она не противоречит общему композиционному замыслу, требованиям эвакуации и т. п.

Проектирование комфортной видимости в отношении загораживания портальной стеной, балконом или другими конструкциями также может лимитироваться разными показателями. Для концертных залов, имеющих портальную сцену или эстраду, традиционным показателем является ограничительный угол размещения зрительских мест в плане и разрезе.

Результаты экспериментального исследования но допустимости загораживания, сопоставленные с функциональными размерами концертного действия и его положением на сценической площадке, позволили определить допуски на загораживание порталом. В зависимости отжанра горизонтальный ограничительный угол зрительских мест нужно принимать переменным или вычислять его как средневзвешенный для многожанровых залов (табл. 20).

Таблица 20

Жанры Ограничительный угол размещения мест в плане, град.
в залах
до 70» мест до 1200 мест
очень удобно удобно мало-удобно очень удобно удобно мало-удобно
Оркестр, хор 35 10 48 25 30 34
Танцевальные выступления 36 52 67 38 54 64
Цирк 71 73 75 78 81 90
Эстрадные музыкальные ансамбли 45 52 58 45 53 58
Литературные и сольные выступления 78 83 86 83 86 90
Театральное действие 15 25 31 16 23 27
Собрания, лекции 75 78 82 - - -

Рис. 46. Допустимые зоны загораживания сценического простран...

Рис. 46. Допустимые зоны загораживания сценического пространства (а - в разрезе; б - в плане): 1 - для мест очень удобных; 2 - для удобных: 3 - для малоудобных: 4 - красная линия сцены; 5 - расчетная линия задника; II - глубина просцениума; III - ширина; В - высота строительного портала; Б - глубина сцены; а. А, h и H - параметры. необходимые для построения зон; привязка расчетной линии К = 0. 7(Б П); М = 0, 54Б 1. 3 м и b = 0, 1Б.

Углы, приведенные в таблице, применимы для концертных площадок традиционных пропорций и без развитого просцениума.

Те же требования могут быть представлены не параметрами зала, а допустимыми для загораживания зонами самого зрелища. Вместо ограничительного угла размещения мест проектировщику предлагается обеспечить видимость заданного объема сцены. На рис. 46 границы сценического пространства, загораживание которого допустимо для мест указанной комфортности, фиксированы в двух проекциях - а плане (а) и в разрезе (б). Координаты точек для построения этих гpaниц на конкретной зоне определяются по графикам на рис. 47 в зависимости от габаритов сцены.

Для того чтобы получить координату а, А и Н, надо, задавшись шириной Ш и высотой В строительного портала проектируемой сцены (эстрады), найти по соответствующему графику коэффициент Za, ZA или ZН. Затем вычислить их по формулам:

а = Zа*Ш; А = ZA*Ш и H = ZH*B

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 47. Графики для определения расчетных коэффициентов Zа. ZА и ZН в зависимости от размеров сцены.

Для неглубоких эстрад с отношением ширины к глубине, большим 1, 5, коэффициент Za следует принимать, согласно графику, с увеличением в 1, 3 раза. Для эстрад, окруженных зрителями, величины a1, а2, а3 увеличиваются на 0, 7 м.

h1 следует принимать равным 0, 33 В, h2 - 0, 35, В. В тех случаях, когда В-0, 35< 3, 5 м, h2 должно быть равно В-3, 5 м.

При проектировании балконов и других выступающих конструкций, а также при определении допустимого угла зрительских мест в плане или разрезе следует проверять, какая зона зрелища оказывается загороженной при обсуждаемом решении.

Для этого, пользуясь рис. 46 и 17, на плане и на разрезе проектируемого зала строят зоны допустимого загораживания для трех уровней комфортности. Затем построением визуальных лучей с критичных мест выясняют, какая часть сцены при данном решении загорожена; это загораживание оценивается сопоставлением с зонами комфортности и либо принимается, либо изменяется соответственно их требованиям.

Предложенные допуски расширяют возможности объемно-пространственных решений, так как параметры нормированы не однозначной величиной (С = 6 см или углом 30°), а диапазоном допустимых величин (координата фокусной точки - от а до б, угол, например, для эстрадных выступлений - от 45 до 58°).

Уклон пола, построенный, согласно требованиям СНиП, для многоцелевого зала на 600 мест (рис. 48), находится примерно в середине зоны удобной. Сохраняя это качество, проектировщик может поднять и опустить отметку последнего ряда. Таким образом, у него несколько вариантов решения в пределах каждой качественной зоны; кроме того, имея точный качественный критерий, он может варьировать меру комфортности зала или отдельных его частей, что особенно важно при противоречивых требованиях к какому-либо параметру. При невозможности найти компромиссный оптимум в пределах зоны очень удобной его ищут в зоне удобной. В многожанровых залах, как правило, компромиссное решение лежит в зоне удобной, качество «малоудобно» допускается как исключение для групп мест при временных трансформациях, для эпизодических зрелищ и т. п.

Рис. 48. Зоны мест разной комфортности на примере многоцелев...

Рис. 48. Зоны мест разной комфортности на примере многоцелевого зала на 600 мест: 1 - самый нижний профиль зоны очень удобных мест и его фокусная точка; 2 - то же, для зоны "удобно": 3 - то же, для зоны «малоудобно»; 4 - профиль пола, построенный согласно требованиям СНиП; 5 - красная линия сцены; А - расстояние от края эстрады (сцены) до красной линии; B - то же, до фокусной точки

Удаленность зрителей от концертного действия

Как известно, чрезмерная удаленность зрителей от концертного действия приводит к следующим отрицательным эффектам:

  • ухудшается восприятие деталей действия, не видны мимика, детали костюмов, мелкие движения и т. д. ;
  • ухудшается восприятие глубины действия, передний и задний план как бы слипаются;
  • концертное действие теряется в пространстве зала, подавляется общим фоном и т. д. ;
  • пропадает динамизм быстрых движений;
  • «выцветают» цветовые и световые контрасты и т. д.

Хотя способ предотвращения этих отрицательных последствий прост и очевиден - приблизить последний ряд к сцене -далеко не очевидно, какая дистанция допустима для разных жанров концерта, каковы качественные зоны, как они меняются при изменении параметров действия, вместимости зала и т. д.

Ниже излагаются два этапа решения проблемы допустимых дистанций:

  1. разработка адекватной модели восприятия структурной деталировки концертного зрелища и
  2. эксперименты по качественным оценкам и ранжированию дистанций перед разными концертными зрелищами.

Модель восприятия деталировки. Ухудшение видимости мелких структурных элементов зрелища обедняет восприятие и снижает зрительскую оценку условий видимости концертного действия. В настоящее время этот факт отражают моделью, где дистанция Д зависит от величины «важной» детали (а) и от пороговой остроты зрения (а): Д = а ctg а. Эта модель используется для назначения предельных удаленностей для разных видов зрелищ. Однако она слишком груба. Во-первых, выбор самой детали и угла зрения достаточно произвольны. Создается впечатление, что их выбирают так, чтобы получить: типичные узаконенные практикой длины залов, например около 30 м для театров. В таких расчетах результат уже «задан». Во-вторых, эта модель игнорирует некоторые очевидные особенности восприятия: предельные дистанции наблюдения должны быть различны для сольных и массовых выступлений; они должны быть различны при разной степени насыщения второстепенными элементами оформления - задниками, бутафорией и т. д. ; они различны при разных познавательных задачах зрителей, что связано, в свою очередь, с жанром и характером зрелища. Так, зрителей может интересовать общий рисунок и композиция выступления, что позволяет отойти дальше, чем при стремлении увидеть мелкие детали.

Чтобы количественно представить эти особенности восприятия, есть два способа: первый - предлагать для каждого случая новую величину детали или остроту зрения; второй - создать новую общую модель восприятия деталировки, отражающую эти закономерности.

В данном случае предлагается такая новая модель и одновременно метод количественной оценки деталировки.

Конкретное зрелище, наблюдаемое с данного зрительского места, имеет огромное число разнообразных элементов, и часть их (в зависимости от дистанции, контраста, яркости и т. п. ) воспринимает зритель. Мера восприятия деталировки - это отношение числа воспринимаемых элементов к числу всех элементов или к числу элементов, которые, по представлению зрителя, должны иметься. Расчет осуществляется следующим образом: зрелище условно делится на три уровня - «детали», «фрагменты», «зрелище в целом». Элементы в пределах каждого уровня образуют иерархическую последовательность, где более мелкие элементы входят крупные. Мельчайший элемент назовем квантом. Квант деталей - это «разрешаемый» элемент, соответствующий оперативному порогу рения. Кванты фрагментов и зрелища в целом увеличены. Общее число элементов зрелища - это число всех (одинарных, сдвоенных, строенных и т. д. ) квантов в деталях, фрагментах и зрелищах в целом. При этом ведется расчет для проекции объемного зрелища на картинную плоскость, перпендикулярную лучу зрения.

Если какой-либо участок зрелища содержит mn квантов, то потенциально возможное число воспринимаемых элементов на этом участке равно m^2*n^2/4. Например, еслизрелище (условно) шахматная доска (8X8 клеток-квантов), то общее число воспринимаемых элементов 8^2*8^2/4 = 1024.

Зависимость m^2*n^2/4 можно расшифровать так: деталировка изменяется обратно пропорционально квадрату угловых размеров зрелища или, что то же самое, обратно пропорционально четвертой степени дистанции наблюдения.

Целесообразно использовать не абсолютное число различаемых элементов, а логарифм этого числа, который есть информационная емкость деталировки (информационной емкостью называют логарифм числа возможных состояний).

Преимущества этого показателя состоят в следующем: он меняется с изменением дистанции и характеризует любую удаленность (а не только предельную), зависит от распределения и характера объективно существующей деталировки зрелища, от фактического поля, занятого деталями, фрагментами и зрелищем в целом. Этот показатель не зависит от мелких изменений мизансцены и избавляет от подсчета реального количества элементов в конкретном зрелище (что было бы невозможно).

С ростом удаленности информационная емкость деталировки уменьшается все медленнее. Поэтому можно ожидать, что субъективно-комфортная граница мест достаточно «размыта». Это косвенно подтверждается статистикой существующих концертных залов. На рис. 49 приведена гистограмма распределения длины по 87 концертным залам. Как видим, существует значительное разнообразие дистанций. Около 90% залов имеют длину от 18 до 42 м с равномерным распределением и слабо выраженным максимумом в пределах 30-36 м.

На рис. 50 приведена зависимость между вместимостью и длиной концертных залов. Мы имеем эллипс рассеяния: например, для залов на 1000 чел. длина колеблется от 17 до 31 м, для залов на 1500 чел. - от 19 до 39 м. Упорядоченное влияние числа ярусов (балконов) и специализации залов практически не выявлены. Это можно объяснить, с одной стороны, небольшим объемом выборки и, с другой стороны, маскирующим влиянием других факторов. Как видно из рисунка, концертные залы с одним балконом имеют массовое применение, начиная с 500 мест, при дистанциях от 16-17 м.

Зрительное восприятие в концертном зале

Рис. 49. Распределение длин концертных залов (по 87 объектам) L - длина зала, м

Рис. 50. Зависимость вместимости и длины концертного зала

Рис. 50. Зависимость вместимости и длины концертного зала: L - длина зала; В - вместимость

Расчетно сопоставим условия восприятия деталировки (по приведенной выше модели) с разных дистанций и при разных видах концертных программ. Для анализа используем следующие характерные формы концертного действия: А - статичное сольное выступление без фона (на пустой сцене) - пение, художественное чтение и т. п. ; Б - статичное массовое выступление без фона - хор, оркестр; В - динамичное сольное выступление с фоном, т. е. с постановочными элементами: задником, бутафорией и т. п. -сольный танец, акробатика; Г - динамичное массовое выступление с фоном - массовый танец. Таким образом, эти четыре формы концертного исполнения различаются между собой числом исполнителей, динамикой действия и наличием постановочных элементов.

Для расчета информационной емкости деталировки этих зрелищ приняты упрощающие допущения относительно размеров лица исполнителя (0, 04 м2), человеческой фигуры (1 м2) и задника (30 м2). Оперативные пороги зрения приняты равными 10°, 90° и 5 . Эти углы соответствуют оперативным порогам и зонам зрения: 10° - оперативная острота зрения, которая соответствует точности паводки глаза при наблюдении плотного множественного объекта (с большим числом элементов); 90' - средняя величина зоны точного видения; 5° -величина оперативного поля зрения при угловой плотности объекта около 10-15°. Указанные величины колеблются для разных задач и объектов. Отметим, что эти величины используются для расчета таким образом, что приводят к относительным показателям деталировки разных зрелищ (в условных единицах), поэтому корректировка самих величин оперативных углов принципиально не скажется на сопоставлении. Результаты расчета приведены на графике рис. 51.

Как видим, каждая из рассмотренных форм исполнения дает уменьшение деталировки по мере роста дистанции. Любая дистанция характеризуется определенной вершиной N (информационной емкостью), но нельзя заранее указать критичные и допустимые дистанции для каждой формы исполнения. Поэтому в качестве предварительной гипотезы примем, что дистанции, соответствующие постоянному N, эквивалентны. Затем в качествек ритичной изберем величину N, соответствующую воспринимаемой деталировке драматического действия из последнего ряда театра (по главе СНиП, для театров длина зала равна 27 м). Эта величина N = 1, 6. Эквивалентные ей дистанции составляют: для сольных музыкальных и литературных выступлении (А) - 19 м, для сольных танцевальных выступлений (B) - 23 м. для массовых танцевальных выступлений (Г) - 37 м, для массовых хоровых и симфонических программ (Б) - 46 м.

Рис. 51. Зависимость воспринимаемого объема деталировки (N, ...

Рис. 51. Зависимость воспринимаемого объема деталировки (N, усл. ед. ) от дистанции наблюдения (Д, м): 1 - сольное статичное действие без фона (чтение, пение и т. п. ); Б - массовое статичное действие без фона (хор. оркестр и т. п. ); B - сольное лиричное действие с фоном (сольный танец, акробатика и т. п. ): Г - массовое динамичное действие с фоном (массовый танец, групповая акробатика и т. п. ). Пунктиром показан объем деталировки драматического действия с последнего яда театрального зала (27 м)

Изменение принятых для расчета величин элементов (даже в 3- 5 раз) принципиально не сказывается на форме кривых. В этом смысле данный расчетный метод устойчив. Он позволяет количественно отразить восприятие деталировки, но его качественная интерпретации возможна только в эксперименте. Указанные выше дистанции, дифференцированные для разных форм исполнения, могут служить предварительной расчетно полученной рекомендацией длин специализированных концертных залов.

Экспериментальные данные по качественным оценкам условий наблюдения концертов Экспериментальные данные по качественным оценкам услови... Акустические свойства залов Акустические свойства залов
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00393)
Rambler's Top100