На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоПромышленное стр-воКонцертные залыСценография
НЕ понравилась
5
Понравилось

Сценография

Сценография включает в себя приемы и средства постановки концертных номеров и программ. Сценографические требования являются определяющими в организации пространства зрелища и, тем самым, в организации архитектурного пространства зала и демонстрационной площадки. Основа концертных программ - быстрая, ритмичная смена номеров.

К сценографическим приемам, наиболее распространенным и существенно влияющим на архитектурные параметры площадки и зала, относятся: пространственное разъединение основной и вспомогательной частей действия; перенесение действия в изобразительную среду; быстрая смена среды концертного действия; иллюзорное расширение игрового пространства; приближение действия к зрителю; рисунок и характер расположения исполнителей на игровой площадке.

Знание сценографических приемов и средств постановки концертных номеров и программ поможет правильному проектированию демонстрационного пространства, ибо соответствие сценографическим требованиям- одна из основных функций концертной площадки. Рисунок и характер размещения исполнителей являются, кроме того, основополагающими при определении размеров игровой площадки.

Прием пространственного разъединения основной и вспомогательной частей действия используется для акцентирования внимания зрителей на главном. Этот прием характерен для действий с мизансценами и действий, происходящих в сопровождении оркестра. Мизансцены и оркестр в ряде действий размещают на дополнительных игровых площадках.

Сценография

Рис. 7. Схема технологического оборудования сцены.

Пространственное разъединение основной и вспомогательной игровых площадок достигается за счет рельефа пола, который создается часто с помощью трансформируемых подъемно-выжимных площадок, размещаемых в разных планах планшета игрового пространства (рис. 7). В большинстве же случаев в концертных залах для оркестра предусматривают стационарные вспомогательные площадки, решенные в виде оркестровой ямы на переднем плане и реже - в виде галерей, приподнятых относительно планшета основной игровой площадки (рис. 8).

Между основной и вспомогательными игровыми площадками должна сохраняться акустическая и визуальная связь, поэтому заглубление оркестровой ямы следует выдерживать в пределах 1, 8-2, 2 м.

Для мизансцен стационарные площадки устраивать нецелесообразно, так как местоположение их может меняться от номера к номеру. Их создают по мере необходимости с помощью фур или трансформации планшета основной игровой площадки. Для этого попланные подъемно-выжимные площадки должны быть секционными.

Устройство трансформируемых вспомогательных площадок требует дополнительного пространства - трюма для размещения конструкции площадки и механического оборудования (см. рис. 7). Площадь трюма определяется площадью трансформируемой площадки, а высота его зависит от линейных размеров этой площадки в плане, ее уровня относительно планшета сцены, конструктивного решения и т. п. В каждом конкретном случае высота трюма уточняется в процессе разработки механической части проекта. На рнс. 9 приведены две характерные схемы трансформируемых (подъемно-выжимных) площадок с указанием минимальных размеров заглубления трюма. Наиболее широко вспомогательные игровые площадки используются в эстрадных, хореографических и сборных концертах.

Основными, наиболее частыми средствами создания изобразительной среды в концертах являются костюмы и освещение (цветное и белое).

Помимо этого некоторые программы проводятся в декорационном оформлении, элементами которого являются мягкие и жесткие подвесные декорации и сукна, жесткие декорации, бутафория, мебель, рельеф пола.

В качестве мягких подвесных декораций используют живописные декорации (преимущественно писанные анилиновыми и флюоресцентными красками), тюль, бескартинные занавесы (в том числе антрактный) и экраны с изображением, полученным при помощи кино- и светопроекций (прямой и на просвет).

Жесткие подвесные декорации могут быть в виде горизонтальных и вертикальных подвижных жалюзи или других конструкций. В большинстве концертных программ подвесные декорации размещают лишь на заднем плане (задники), а на переднем плане - только антрактный занавес и тюль. Но в некоторых программах пользуются подвесными декорациями всех игровых планов (попланными декорациями).

Сценография

Рис. 8. Концертный зал им. Чайковского в Москве на 1512 мест. Слева и справа от эстрады за колоннадой - вспомогательные игровые площадки.

В концертах осваивают до пяти игровых планов (глубина игрового плана 2-3 м).

Размеры подвесных декораций для разных концертных коллективов нестандартны, поэтому требуются подвижные кулисы с возвратно-поступательным и вращательным движением.

Из жестких неподвесных декораций в концертах широко используют ширмы или стенки, а также отдельные плоские элементы (изгородь и т. п. ). Бутафория применяйся в виде единичных небольших изобразительных деталей (куст, светофор и т. п. ). Линейные размеры жестких элементов, бутафории, мебели в основном не превышают 2 м. Отдельные детали иногда имеют значительно большую высоту.

Рельефом пола в качестве объемного оформления пользуются со второго по четвертый план включительно. Применение элементов декорационного оформления в программах разных видов концертов приведено в табл. 11.

Для светового оформления концертных номеров применяют как общее, так и постановочное освещение. Последнее характерно для хореографических, эстрадных, сборных концертов и концертов народных ансамблей. При этом широко используют почти весь набор современной электроаппаратуры постановочного освещения. Помимо общего регулируемого освещения игровой площадки применяют локальное освещение с помощью прожекторов и длиннофокусных прожекторов («пушек») с ксеноновыми лампами, подсветы подвесных декораций, диапроекции с кинопроекций, а также рирпроекции. Для снятия ненужных теней с лиц актеров широко используют рампы (в комплект ееаппаратуры вводят источники ультрафиолетового освещения - не менее 6 шт. ). Для освещения переднего плана демонстрационной площадки служат верхние выносные софиты и выносное двухстороннее боковое освещение. В эстрадных концертах вертикальное освещение попланных подвесных декорации и горизонтальное освещение планшета создается либо системой попланного софитного освещения с софитными подъемно-опускными фермами, либо передвижными осветительными башнями с вертикальным набором прожекторов. Эксплуатационники площадок эстрады рекомендуют последнее. При наличии портала на внутренней стороне его конструкции располагают осветительную аппаратуру софита первого плана.

Таблица 11: Элементы декорационного оформления, применяемые в концертных программах

Концерты Антрактный занавес Попланные подвесные занавеси и декорации (мягкие и жесткие) Задники и жраны Ширмы и мелкие плоские элементы Мелкая бутафория и постановочная мебель Рельеф пола
Большие филармонические - - - - - -
Камерные - - - - - -
Литературные - - - - - -
Хореографические  + - + + (+) -
Концерты народных ансамблей - - + (+) (+) -
Эстрадные + (+) + + + (+)
Сборные  + - + + (+) -

Примечание. Знак + означает частые случаи использования; (+) - редкие случаи использования.

Уровень вертикальной освещенности, создаваемой на игровой части сцены (эстрады) источниками белого света камерных светильников, софитов, рампы и прожекторов верхнего выносного освещения при совместном их действии, должен быть не менее 250 лк на высоте1, 75 м от планшета при номинальном напряжении ламп («Правила устройств электроустановок», глава VII-2-38).

Функции света в филармонических концертах иные. Зрители должны хорошо видеть исполнителей и иметь возможность следить за партитурой, а исполнители - без напряжения читать ноты. Для этого применяют общее равномерное освещение демонстрационного пространства и общее равномерное освещение зала. При этом уровень освещенности демонстрационного пространства выше уровня освещенности зала. Кроме того, используют скрытые подсветы пюпитров. По вопросу соотношения уровней освещенности зала и площадки нормативных указаний нет. По рекомендациям японских специалистов, уровень освещенности общего рассеянного освещения в зале должен быть 200 лк, общего рассеянного освещения демонстрационного пространства - 300 л к. освещения индивидуальными подсветами пюпитров - 400 лк. Помимо общего освещения в некоторых специализированных филармонических залах используют прожекторы для световых эффектов акцентирующего и следящего освещения.

Изобразительная среда в зависимости от замысла режиссера-постановщика меняется либо от концерта к концерту, либо от номера к номеру, либо в процессе одного номера. Это влияет на способы смены декорационных элементов и регулирования света.

Жесткие подвесные декорации в виде подвижных жалюзи в процессе концерта обычно смены не требуют, так как сами являются средством смены фона.

Изредка применяемые вертикальные длинномерные бутафории или мелкие жесткие элементы размещают на заднем плане и при необходимости скрывают от обозрения поппланными декорациями или задником. Основным требованием здесь является создание удобств для подвески жестких декораций и бутафорий. Для этой цели предусматривают декорационные и индивидуальные подъемы с элементами оборудования, расположенными пределами игровой зоны в колосниковом пространстве, высота которого около 2, 2 м.

Для подвески мягких декораций тоже используют декорационные подъемы.

Быструю смену мягких декораций в процессе действия можно производить путем их перемещения в любом направлении как в нетрансформируемом, так и в трансформируемом виде. Распространенными решениями, допускающими быструю смену мягких декораций, являются раздвижные и распашные занавесы, подъемные занавесы (в нетрансформируемом виде и складываемые пополам), одноприводные и многоприводные занавесы типа французской шторы, а также занавесы, наматываемые на барабан (рис. 10).

Рис. 9. Размещение элементов нижней механизации демонстрацио...

Рис. 9. Размещение элементов нижней механизации демонстрационной площадки: 1 - подъемно-выжимная площадка с фиксацией в рабочем положении на уровне планшета сцены и на отметке - 2. 2 м; 2 - то же. и на отметке 2. 5 м

Для размещения мягких декораций (занавесов) и механизмов их перемещения, скрытых от взоров зрителей, а также для обслуживания элементов механического оборудования необходима самостоятельная зона. Ее величина и местоположение зависят от количества декораций и размещения их по глубине игровой площадки, размеров игрового пространства и вида занавеса.

Из рис. 10 видно, что влияние вида занавеса на ширину этой зоны значительно меньше, чем на её высоту. Высота демонстрационного пространства резко увеличивается при использовании подъемного нетрансформируемого занавеса. Большое увеличение высоты демонстрационного пространства (тройная высота игровой зоны) при ограниченном применении мягких декораций в концертных программах и возможности их трансформации (ввиду отсутствия грунтованных тканей) ставит под сомнение целесообразность применения в концертных залах этого вида занавеса.

Сценография Сценография Рис. 10. Размещение элементов верхней механизации демонстрац...

Рис. 10. Размещение элементов верхней механизации демонстрационной площадки: 1 - распашной занавес; Б - занавес, накручиваемый на барабан; B - раздвижной занавес (а - стационарный. б - подъемно-опускной); Г - занавес многоприводной типа французской шторы; Д - подъемно-опускной трансформируемый занавес; Е - подъемно-опускной нетрансформируемый занавес; 1 - барабан; 2 - занавес; 3 - ось дороги; 4 - блок подъемно выжимного устройства; 5 - лебедка; б - портал; 7 - направляющий канат; 8 - колосники; 9 - декорационные подъемы; 10- соФиты; 11 - высота сценической коробки до колосников; hдек - высота декорации; hстр - высота строительного портала; hигр - высота игрового портала

Можно утверждать, что это одна из причин очень редкого применения подъемных нетрансформируемых занавесов в практике проектирования и строительства концертных залов, несмотря на высказывания работников эстрады в пользу такого способа смены декораций. Попланные декорации в концертных залах в основном решаются в виде раздвижных и подъемных трансформируемых занавесов. Антрактные занавесы и задники в большинстве случаев раздвижные; реже применяют многоприводные занавесы типа французской шторы (которая несколько дороже остальных) и распашные. Все эти виды занавесов удовлетворяют требованию выхода артистов по центральной осп игровой площадки. Распашной занавес имеет некоторые преимущества: он допускает мгновенную трансформацию. Для устройства этих занавесов необходимо приблизительно одинаковое пространство. Тюль ввиду особенностей материала поднимают вверх, а не раздвигают.

Рельеф пола большей частью создают путем установки станков непосредственно на планшете игрового пространства, но в этом случае невозможно изменение рельефа в процессе концерта. Для быстрой смены жестких декораций и рельефа пола некоторые концертные залы снабжены нижней механизацией в виде секционных подъемно-выжимных площадок, транспортерных лент, подвижных платформ - фур.

Первые очень эффективны при наличии мелких секций, примерно 1, 5X1, 5 м. Оснащение демонстрационной площадки фурами требует дополнительного пространства, глубина которого больше или равна ширине игровой зоны и ширина больше или равна глубине трех игровых планов. Это пространство может быть решено в виде одного или двух карманов. Устройство подъемно-выжимных площадок требует трюма, а применение транспортерных лент - и трюма и карманов.

Мелкие бутафории, мебель, элементы жестких декораций (ширмы и т. п. ), меняемые от номера к номеру, переносят вручную при закрытом и открытом антрактном занавесе иногда сами артисты. Быстрая смена этих элементов требует складской площадки в непосредственной близости от игровой зоны - помещения оперативного складирования. которое должно быть рассчитано и на оперативное складирование функционального оборудования для исполнителей (стульев, пюпитров, станков для хора) и крупных музыкальных инструментов (рояль, клавесин и т. п. ). При наличии нижней механизации для смены жестких постановочных элементов и функционального оборудования для исполнителей оперативный склад следует располагать вблизи этих транспортных устройств, а именно: при использовании для этой цели фур или транспортерной ленты - рядом с карманами, а прн использовании подъемно-выжимных площадок - в уровне трюма.

Для временного хранения декорационных элементов и остального концертного багажа коллективов, а также тары (кофров) для перевозки этого багажа следует предусмотреть вблизи демонстрационного пространства специальное помещение. Его архитектурно-планировочное решение должно обеспечить удобную подачу багажа в оперативный склад и к месту погрузки на транспорт.

При наличии одежды демонстрационного пространства (мягких кулис, падуг и т. п. ) необходимо иметь место для ее хранения, решенное в виде театрального сейфа для скатанных декораций. Но одежду сцены можно хранить и в свернутом виде в обычном помещении, связанном с игровой площадкой. При этом должна быть обеспечена возможность транспортировки тяжелых объемистых тюков ткани. Величина этого пространства зависит от размеров игровой зоны, насыщенности одеждой и запасов сменного фонда (ориентировочно 40 м3).

Применение в концертных залах постановочного освещения требует ряда помещений. Верхние выносные софиты размещают либо открыто в зале, либо для них выделяют самостоятельное несгораемое помещение. Боковое выносное освещение располагают в осветительных ложах, по возможности скрытых от глаз зрителей.

Для установки дна- и кинопроекторов предусматривают специальные помещения за торцовой стеной зрительного зала. Рирпроекционную размещают за торцовой стеной демонстрационной площадки.

Рампу в последнее время все: чаще переносят на барьер оркестровой ямы. Это даст ряд преимуществ, однако возникает и новая проблема - исполнители плохо видят границу перепада отметок, что весьма существенно для динамических действий, особенно на беспортальных демонстрационных площадках.

В постановочных программах часто меняют освещение игрового пространства, для чего необходимы регулирующие устройства. В настоящее время это механическое и электрическое регулирование. Первое не допускает большого удаления регулирующих устройств от

световой аппаратуры, т. е. от демонстрационного пространства. Поэтому помещения для механических регуляторов (регуляторную и автотрансформаторную) располагают вблизи игрового пространства. Требованием обязательной визуальной связи регуляторной постановочного света с игровой площадкой определяется целесообразное местоположение регуляторной с автотрансформаторной. В большинстве случаев они находятся в передней части игрового пространства подпланшетом.

Применение электрического регулирования (многопрограммные и четырехпрограммные регуляторы) позволяет более свободно расположить помещения для оборудования регуляторов. Аппаратная регулирования постановочного света находится обычно за торцовой стеной зрительного зала, а тиристорную максимально приближают к игровой площадке, что вызвано экономией электропроводки. Однако при этом следует помнить о необходимости звукоизоляции игровой площадки от технологических шумов.

Учитывая ведущую роль постановочного освещения в концертах среди других сценографических средств и частую смену световой партитуры, следует считать более целесообразным применение электрорегуляторов.

Требования к соответствующим комплексам помещений те же, что и и театрах (см. главу СНиП II-Л. 20-69).

Помимо рассмотренных следует обратить внимание на следующие сценографические приемы и средства. Во многих номерах всех видов концертов, за исключением литературных, на игровую площадку одновременно выходит большое число исполнителей. Для их накопления к моменту выхода в игровую зону необходимо пространство, скрытое от взоров зрителей. Это может быть одно или несколько самостоятельных помещений, непосредственно примыкающих к игровой площадке, или специальные зоны (закулисной части) в сценическом пространстве.

Рис. 11. Схема сценографического приема в хореографических п...

Рис. 11. Схема сценографического приема в хореографических постановках, требующего неразрывного закулисного пространства: 1 - игровая площадка: 2 - закулисное пространство или помещение накоплении артистов; 3 - траектория танца

Широко используемый в концертах сценографический прием - изменение местоположения выхода артистов в игровую зону - существенно влияет на планировочное решение помещений для накопления артистов.

В концертах народных ансамблей большей частью пользуются боковыми выходами первого или второго планов, изредка еще и последнего плана. В хореографических концертах, кроме этого, широко используют выход по оси игровой площадки, в эстрадных и сборных концертах - боковые выходы всех планов, а также выходы с игровой площадки в зрительный зал. Для камерных и литературных концертов достаточно одного выхода на игровую площадку. В последних используют также выход в зрительный зал. Для больших филармонических концертов должно быть предусмотрено не менее двух выходов на игровую площадку, желательно на первом плане.

Невидимую для зрителя зону накопления артистов в некоторых концертных программах иллюзорно присоединяют к игровой площадке с помощью действия. Примером такого приема могут служить хореографические постановки, в которых вереница исполнителей в процессе танца временно исчезает в закулисной части и затем опять появляется на игровой площадке с другого выхода (рис. 11). Использование таких приемов в концертных постановках, а также быстрая смена номеров требуют удобной кратчайшей связи между выходами в игровое пространство и помещениями для накопления артистов.

Сценографическими решениями определяются размеры проемов для выхода артистов и подачи постановочных элементов на игровую площадку. Для выхода артистов в эстрадных, хореографических, сборных концертах и концертах народных ансамблей требуется ширина проема не менее 2 м (три танцора в ряд), а высота - не менее 4 м (двойной рост человека с поднятой рукой). Остальные виды концертов особых требований к размерам этих проемов не предъявляют.

Размеры проемов в оперативные склады лимитируются габаритами постановочных элементов, музыкальных инструментов и сценического оборудования для исполнителей. Эстрадные концерты требуют проема размером не менее 2X4 м для движения фуры с постановочным оборудованием 3-метровой высоты.

В филармонических концертах ширина проема диктуется размером меньшей стороны рояля (1, 65 м), т. е. она должна быть не менее 2 м. Высота 2 м допускает свободное транспортирование любого крупногабаритного музыкального инструмента и оборудования для исполнителей.

Таким образом, демонстрационное пространство состоит из игровой зоны, предназначенной для обозрения, и ряда вспомогательных функциональных зон, скрываемых от взоров зрителей. Часть вспомогательных зон должна непосредственно примыкать к игровой зоне, а для другой части достаточна визуальная связь (помимо технических коммуникаций). По этому признаку все помещения демонстрационного пространства делятся на два комплекса: комплекс демонстрационной площадки, включающий игровую зону и все дополнительные зоны, непосредственно примыкающие к ней (вспомогательная игровая площадка, помещения для накопления артистов к моменту выхода на игровую площадку, оперативный склад, карманы, трюм, рирпроекционная, склад одежды сцепы), и комплекс электротехнических помещений (помещения фронтального освещения, ложи бокового освещения, свето- и кинопроекционная, помещения для регулирования света). Каждую зону комплекса электротехнических помещений, как правило, выделяют в самостоятельное архитектурное пространство. Так же поступают! и с большинством функциональных зон комплекса демонстрационной площадки. Исключением являются вспомогательные зоны для размещения подвесных декораций и верхней механизации, они составляют с игровой зоной единый архитектурный объем - саму сцену.

Для характеристики сценического пространства широко пользуются терминами: сцена, эстрада, сцена-эстрада. Однако четкое определение их отсутствует. Мы будем называть сценой сценическое пространство, допускающее проведение театрализованных концертных представлений с быстрой сменой попланных подвесных декораций в нетрансформируемом виде; сценой-эстрадой сценическое пространство, допускающее быструю смену попланных подвесных декораций только в трансформируемом виде, а эстрадой сценическое пространство для концертов, не допускающее быстрой смены попланных подвесных декораций.

Введем также подразделение эстрад на тип А - эстрада без занавесов и тип Б - эстрада с занавесами в первом (антрактные занавесы) и последнем (задники) планах.

Пользуясь такой терминологией, можно сказать, что для концертов целесообразны демонстрационные площадки двух видов: эстрада и сцена-эстрада.

Рекомендуемые сценические площадки для разных видов концертов, а также функциональные зоны и помещения демонстрационного пространства с учетом их сценографической функции приведены в табл. 12.

Таблица 12: Помещения, необходимые по сценографическим требованиям

Концерты Комплекс демонстрационной площадки Комплекс электротехнических помещений
Тип помещение накопления артистов оперативный склад карманы вспомогательная игровая площадка трюм рирпроекционная склад одежды сцены помещения фронтального освещения ложи бокового освещения свето- и кинопроекционные помещения для регулирования света
эстрада сцена-эстрада
А Б
Большие филармонические + - - + + - - + - - - - - -
Камерные + - - + + - - - - - - - - -
Литературные + - - - - - - - - - - - - -
Хореографические -   - + + -   - (+) (+) + + + +
Концерты народных ансамблей - + - + + - - - (+) (+) + + + +
Эстрадные: + + + + + + + + + + + + + +
постановочные - - + + + + + + (+) + + + + +
непостановочные - + - + + - + + (+) - + + + +
Сборные - + - + + + + + (+) + + + + +

Примечание. + - обязательно; (+) - желательно; - обязательно при наличии подъемно-выжимных площадок и транспортерных лент.

Размещение исполнителей, основная игровая площадка Размещение исполнителей, основная игровая площадка Зрительный зал и демонстрационная площадка
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00209)
Rambler's Top100