На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоПромышленное стр-воКонцертные залыКлассификация концертных зданий
НЕ понравилась
1
Понравилось

Классификация концертных зданий

Концертная деятельность протекает в комплексах помещений: организация концертов - в помещениях филармонии; подготовка концертных программ -на базах или стационарах концертных коллективов; концертное исполнение - в концертных залах (и других залах, а также на открытом воздухе). Гастрольный характер концертной исполнительской деятельности позволяет территориально разделить эти комплексы. Такой принцип расчленения весьма удобен при формировании сети на базе существующих построек. В сложившейся ныне сети существуют и кооперированные комплексы для концертной деятельности, и отдельные специализированные здания. Кооперированные здания имеют ряд технологических и экономических преимуществ. Они повышают рентабельность учреждений и расширяют их функциональные возможности. Так, в кооперированных зданиях репетиционные залы и комнаты для занятий можно использовать под артистические уборные, а демонстрационную площадку (эстраду) - для сводных репетиций коллективов смешанного состава, регулярных занятий симфонических оркестров и т. и. Объединение стационаров для нескольких коллективов позволяет укрупнить ряд помещений (буфеты заменить столовой, а комнаты для хранения нот - нотной библиотекой и т. и. ), а также сократить суммарную площадь помещений исходя из неодновременного присутствия коллективов на стационаре.

В практике проектирования и строительства комплексы помещений филармоний и стационаров полностью игнорируются. Эти учреждения в большинстве случаем занимают плохо приспособленные помещения. Такая практика приводит к тому, что во вновь построенные здания концертных залов, рассчитанные на гастрольные коллективы, вселяются филармонии со) своими коллективами, отнимая площадь артистических комнат и административных помещений. Это свидетельствует о необходимости разработки рациональных типов кооперированных зданий.

Сложившиеся типы концертных залов можно разделить на специализированные и многоцелевые.

Специализированные концертные залы могут быть одножанровыми (предназначенными для одного вида концерта) и многожанровыми.

Одножанровые концертные залы - это большие филармонические залы (для больших филармонических концертов), малые филармонические или камерные залы (для камерных концертов), хореографические (для хореографических концертов), эстрадные (для эстрадных и сборных концертов) и лекционные (для литературных концертов).

Существование одножанровых концертных залов косвенно свидетельствует о специфике функциональных требований концертов разных видов.

Для филармонических залов характерно тщательное построение демонстрационной площадки и зала согласно требованиям акустики к музыкальным аудиториям. Демонстрационная площадка - эстрада пространственно объединена с зрительным залом. Потолок и стены вблизи эстрады или специальное отражающие поверхности решены так. чтобы направить отраженный тук в сторону зрительских мест. Ограждающие поверхности зала и его архитектурные элементы в зоне зрительских мест выполняют также акустическую функцию - рассеивают отраженный звук. В постройках начала века, а также в некоторых послевоенных слушатели размещены с трех или четырех сторон эстрады, но с явным преобладанием их с фронтальной стороны.

Этим типам залов свойственен крутой подъем зрительских мест, а большими филармоническим - и ступенчатый пол эстрады; конфигурация и профиль пола определяются типичными рассадками симфонического оркестра и хора. Филармонические залы обычно оборудуются Органами. Вместимость больших филармонических залов 1000- 3000 мест, камерных - 200-600 мест. Характерными примерами таких залов могут служить: Большой и . Малый залы Московской консерватории, Колонный зал Дома Союзов в Москве, «Ройял-фестнвал Холл» (Royal Festival Hall) в Лондоне, концертный зал филармонии и Берлине, зал филармонии в Казани.

Эстрадные залы рассчитаны на непостановочные и постановочные программы, в которых ограниченно используются наиболее простые театральные постановочные средства. Поэтому демонстрационные площадки таких залов решены в виде сцены-эстрады с горизонтальным иолом, с оркестровой ямой, с люками-провалами в планшете сцены и верхней механизацией. Иногда применяется нижняя механизация. Поворотный круг отсутствует. Требования театрализованного действия влияют на взаимное расположение эстрады и зрительских мест. Поэтому последние охватывают лишь часть выдвинутого просцениума, а в большинстве случаев размещены фронтально к сцене.

Акустические требования к эстрадным залам менее строги, чем к филармоническим, так как здесь используют систему электроусиления звука. Диапазон вместимостей эстрадных залов 800-2500 мест. К залам такого типа можно отнести Театр эстрады в Москве, концертный зал в Ростове-на-Дону (проект), «Имабери-сити холл» в Имабери (Япония).

Специализированных хореографических залов очень мало. В них демонстрационная площадка решается в виде эстрады или сцены-эстрады с очень развитым просцениумом, с горизонтальным или слегка наклонным полом; имеется оркестровая яма или иная площадка для оркестра. Зрители размещены с трех сторон просцениума. Вместимость залов примерно 2000-3000 чел. Примерами таких залов могут служить проект Государственного театра танца в Москве, проект театра для балета в Париже.

Специализированные залы для литературных концертов обычно бывают небольшой вместимости с открытой эстрадой малых размеров. Взаиморасположение зрителей и эстрады весьма разнообразно, но чаще всего зрители размещены с одной или трех сторон эстрады. К этому типу относятся лекционный зал Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве, аудитория на 80 мест в концертном комплексе им. Бетховена в Бонне.

Многожанровые концертные залы получили широкое распространение как в СССР, так и за рубежом. Характерно следующее сочетание концертов: большие и малые филармонические (тип I); филармонические, хореографические, эстрадные непостановочные, концерты народных ансамблей (тин II); все виды концертов (тип III).

Противоречивые требования различных видов концертов удовлетворяются в практике проектирования либо компромиссным решением, либо достижением оптимума для каждого вида в отдельности.

В первом случае акустическое качество залов постоянное (выбираемое обычно ближе к требованиям больших филармонических концертов). оборудование стационарное. Такое решение характерно для залов не очень большой вместимости, когда различие акустических требований не так велико. Примерами могут служить зал консерватории в Казани (для типа I), Концертный зал им. Чайковского в Москве (для типа II), концертный зал в Тамбове (для типа III). Демонстрационная площадка зала типа I решена в виде открытой эстрады, зала типаII - в виде открытой эстрады с оркестровой площадкой, в зале типа III предусмотрена сцена с оркестровой ямой.

Для второго случая характерны регулируемые условия акустики для каждого вида концерта. Достигается это с помощью трансформаций акустических элементов и оборудования. Так, в концертном зале в Оберлине, США (для типа I) на случай камерных концертов предусмотрены подъемно-выжимная акустическая стенка на эстраде и раздвижная драпировка на продольной стене. В Концертном зале в Хьюстоне (для тина II) трансформируется подвесной акустический потолок, а также ступенчатый пол эстрады и оркестровая яма. В концертном зале в Иокогаме (для типа III) на сцене-эстраде с помощью трансформируемой акустической стенки меняются габаритные размеры раковины.

Специализированные концертные залы (как одножанровые, так и многожанровые) в нашей стране характерны для городов с населением 50 тыс. и более.

Структура сети концертных залов в соответствии с величиной города меняется следующим образом. В городах малой величины возникают многожанровые концертные залы, рассчитанные на все виды концертов. Затем - камерные залы для малых филармонических концертов со специфическими требованиями к их размерам и вместимости. Далее дополнительно к ним появляется еще и большой филармонический зал (обычно при консерватории) и, наконец, - эстрадный. Такая развитая структура характерна только для очень крупных городов. Вместе с одножанровыми и многожанровыми концертными залами в крупных городах существуют также и многоцелевые залы. Специализированные залы для художественного чтения имеются при библиотеках и иногда при концертных залах.

Многоцелевые залы, где наряду с концертами проводятся и другие виды зрелищ, получили широкое распространение в послевоенный период. Их появление связано с потребностями городов в залах большой вместимости, эпизодически используемых для съездов, конференций, слетов, гастролей концертных и театральных коллективов, проведения празднеств, фестивалей, а также наиболее интересных спортивных соревнований. Ни один из перечисленных видов мероприятий и обеспечивает загрузку крупнейших залов в течение всего года; поэтому залы используют для разных видов зрелищ, поддерживающих рентабельность зданий этого типа. По видам зрелищ и объемно-планировочным особенностям многоцелевые залы делятся на следующие типы:

  • киноконцертные, предназначенные для демонстрации кинофильмов, концертов, проведения собрании) («Октябрь» в Москве, «Космос» в Свердловске);
  • театрально-концертные, рассчитанные на проведение концертов, I спектаклей, собраний, а иногда и на демонстрацию кинофильмов (зал Кремлевского Дворца съездов в Москве);
  • банкетно-концертные и танцевально-концертные, предназначенные для концертов, банкетов, танцев. собраний, просмотра кинофильмов, иногда и спектаклей (концертный зал гостиницы «Россия» в Москве);
  • зрелищно-спортивные, предназначенные для концертов, собраний, демонстрации кинофильмов, иногда спектаклей, балета на льду, волейбола, баскетбола, хоккея и др. (Дворец спорта в Лужниках в Москве).

Огромная ширина и высота пространства у демонстрационной площадки этих залов (вместимость их 2500-20 000 мест), вызванная размерами самого представления - широкоформатного экрана, спортивной площадки и других, - создает неблагоприятные условия и для организации сценического действия концертов и спектаклей, и для его акустического восприятия. Чтобы разрешить эту проблему, либо заглушают полностью зал и зритель слушает исполнителей только через звукоусилительную аппаратуру (зал Кремлевского Дворца съездов в Москве), либо создают естественную акустику, используя трансформируемые акустические устройства в зоне демонстрационной площадки в виде раковин или козырьков с возможностью электрозвукоусиления (киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде). В последнем случае удается достигнуть более приемлемых акустических условий, но и они еще далеки от условий, создаваемых в специализированных залах.

При меньших вместимостях залов требования кинодемонстрации и акустики сближаются, габариты эстрады и зала позволяют добиться хороших акустических свойств без сложных трансформаций.

Концерты и спектакли предъявляют более высокие требования к естественной акустике, нежели демонстрация кинофильмов и другие виды зрелищ. Поэтому в залах с естественной акустикой расчет слышимости ориентируют на требования концертного исполнения. Демонстрационные площадки многоцелевых залов обычно решают в виде открытой эстрады или сцены-эстрады и лишь в театрально-концертных залах предусматривают сцену с развитым просцениумом. Большинство демонстрационных площадок первых трех типов залов (киноконцертных, театрально-концертных, банкетно-концертных) имеют трансформируемые оркестровые ямы, позволяющие увеличивать глубину игровой площадки или вместимость зала.

Таблица 51: Основные технико-экономические показатели проектов концертных залов

Показатели Единица измерения Концертный зал
Калининград Кострома Хабаровск Пермь Ростов-на -Дону Москва (сад им. Баумана) Москва (ЦПКиО)
1968 г. 1966 г. 1969 г. 1969 г. 1969 г. 1971 г. 1971 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Вместимость: обтай место 1000 1250 1900 2300 2400 850 1400
основного зала ... . . » 1000 1050 1500 2000 2000 850 1400
музыкального лектория (малого зала) »
200 400 300 400 - -
Характеристика демонстрационной площадки - Эстрада Сцена-эстрада Эстрада Сцена-эстрада
Строительный объем м3 40 800 36 25G 57 500 77915 72551 38360 -
Полезная площадь м2 5000 4734 7565 10679 10597 4839 7163, 7
Рабочая площадь » 5121 4083 6125 9586 9 937 4092, 1 6486
рабочая площадь K1 = Рабочая полщадь / полезная площадь - 0, 91 0, 86 0. 81 0, 90 0. 94 0, 85 0. 90
строительный объем K2 = строительный объем / рабочая площадь - 7, 98 8. 88, 9. 39 8, 13 7. 30 9, 37 -
Строительный объем на 1 зр. место (всего) м3 40. 90 29 30, 30 33, 90 30, 20 45. 10 -
Рабочая площадь на 1 зр. место м2 5, 12 3, 30 3, 20 4, 20 4, 10 4, 80 4, 90

Подъемно-выжимные площадки во многих случаях используют для подачи оборудования из складов, размещенных ниже уровня планшета сцены. Весьма характерен для многоцелевых залов и трансформируемый планшет сцены игровой зоны.

Пропорции и размеры игровых площадок киноконцертных залов резко отличаются от площадок специализированных концертных залов- в 1, 5-2 раза увеличена ширина площадки при сокращенной ее глубине. Такое отклонение ограничивает репертуар и требует внесения некоторых изменений в концертные номера. Огромные игровые пространства многоцелевых залов артистам трудно «обыграть». Для тазалов часто создаются специальные программы с множеством исполнителей и интенсивным использованием кинопроекций и постановочного света. Надо ожидать, что эти новые условия породят норме творческие приемы концертного исполнения.

Танцевально-концертные и банкетно-концертные залы проектируем так, чтобы, сохраняя плоский пол (для части мест или всего зала), обеспечить по возможности удовлетворительные условия видимости эстрады.

В танцевально-концертных залах эта проблема решается следующими способами: либо партер с негоризонтальным полом делают неглубоким, либо предусматривают трансформации, обеспечивающие как плоский иол, так и необходимый уклон (концертный зал гостиницы «Россия» в Москве). Исключение составляют залы, в которых зрелище представлено эстрадными непостановочными концертами и эпизодической демонстрацией кинофильмов. В таких залах подъем пола не предусматривают даже при рачительной длине зала (до 40 м).

Банкетно-концертные залы должны быть связаны с кухонным блоком; обычно здесь предусматривают варианты рассадки зрителей за столиками для банкетов и празднеств. сопровождаемых эстрадными программами. Иногда для улучшения видимости эстрады места устанавливают на больших ступенях. Такой вариант принят в зале Пионерской гостиницы на Ленинских горах в Москве. В универсальном зале в Кёльне большие ступени имеются лишь на балконе. Вариант проведения банкетов предусмотрен и в концертных залах в Штутгарте и Бонне.

Зрелищно-спортивные залы составляют обширную группу -от небольших залов с вместимостью 200 чел. до огромных Дворцов спорта, вмещающих 20 тыс. зрителей, и крытых стадионов, используемых также для концертно-зрелищных мероприятий. При вместимостях таких залов до 3000 чел. удовлетворительные акустические условия для концертов достигаются за счет устройства раковины и акустического потолка. При большей вместимости применяют электроакустику. Условия видимости и акустики в этих залах позволяют проводить лишь музыкальные программы легкого жанра, а также массового характера (крупные музыкальные, танцевальные коллективы и хоры, специальные театрализованные представления, балет на льду и т. н. ). Примерами залов сравнительно небольшой вместимости являются Большой зал Московского Дома молодежи (проект) и универсальный зал Дома молодежи концерна Hoechst (ФРГ), каждый на 2000-2200 зрителей. Особенностью зрелищно-спортивных залов является их большая ширина, определяемая габаритами спортивной площадки (обычно не менее 30X18 м). Это осложняет акустические решения таких залов, вызывает необходимость сложных трансформаций. В то же время применение таких типов залов рационально для Домов молодежи, а также в малых городах, где неизбежно совмещение разных видов зрелищ.

Таблица 6: Примерное соотношение рабочих площадей по группам помещений концертных залов (%)

Помещения Концертные залы
однозальные двухзальные (с учетом малого зала)
Зрительный зал 17 20
Группа входных помещении 16 15
Группа помещений, обслуживающих зрителей 28 30
Эстрада или сцена 8 7
Помещения, обслуживающие эстраду (сцену) 14 14
Помещении административно-хозяйственные и административно-художественного руководства 8 7
Помещения художественного персонала 9 7
Всего 100 100

Таблица 7: Структура затрат на строительство концертных залов и укрупненные единичные стоимости отдельных видов работ (%)

Затраты Удельный вес затрат, % Укрупненные единичные стоимости отдельных видов работ, р.
единица измерении строительно-монтажные работы оборудование итого ]
Общая сметная стоимость строительства здания 100 - - - -
Общестроительные работы 63 1 м3 здания 28, 5 - 28, 5
Сантехнические работы 7 То же 2, 1 0, 8 2, 9
Электрооборудование здания 5 » 1. 7 0, 4 2. 1
Электро- и механооборудование сцены (эстрады), кинооборудование и слаботочные устройства:




со сценой 16 » 1, 6 5, 3 6
с эстрадой
» 1, 9 4, 2 6, 1
Мебель, инвентарь 8 1 место - - 113
Прочее (технологическое оборудование буфета, подъемно-транспортные устройства) 1 1 м3 здания 0, 1 0, 2 0. 3

Примечание. Укрупненные единичные стоимостные показатели отдельных видов работ даны в ценах 1969 г. и приведены к 1-му поясу стоимости строительно-монтажных работ II климатического района и I зоны стоимости оборудования.

Таблица 8: Усредненные показатели затрат по содержанию, текущему ремонту здания и электроэнергии

Вместимость концертного »ала (число мест» Среднегодовой расход на 1 место, р.
содержание и текущий ремонт здания электроэнергия
300-500 24 4
501-700 27 5
701 - 1000 18 3
Свыше 1000 20 6
В среднем 22 5

В практике строительства с 50-х годов широкое распространение получают однозальные и многозальные зрелищные комплексы. Многозальные комплексы объединяют либо залы одного вида либо нескольких видов - концертные, театральные, кино (концертный зал в Тбилиси).

Эта тенденция получила значильное развитие в зарубежной практике. Примерами комплексов с залами одного вида могут служить "Лидерхале" (Licderhalle) в Штутгарте с концертными залами на 2000, 750 и 350 мест, концертный . чал в Бонне (1400, 350, 190 мест и аудитория на 80 мест), а примером комплексов с залами разного вила- комплекс залов на южном берегу Темзы (Soath Bank) в Лондоне (концертные залы вместимостью 2800, 1100, 370 мест и театральный чал на 800 мест).

В архитектурно-планировочных решениях таких сооружений применяют принцип объединения однородных помещений, сопутствующих залам: зрительских помещений, сценических помещений, зрительских и сценических помещений. Это создаст условия для гибкого использования площадей в зависимости от репертуара и посещаемости и сокращает суммарную площадь и объем здания. Помимо такого планировочного эффекта кооперации многозальные здания с разновеликими залами одного вида позволяют повысить процент заполняемости залов за счет целесообразного распределения репертуара и зависимости от ожидаемого спроса [13]. В результате суммарная вместимость комплекса может быть принята меньше вместимости отдельных залов при «штучном» строительстве. И наконец, многозальные здания позволяют создать крутые и выразительные архитектурные ансамбли.

Все эти преимущества делают многозальный комплекс наиболее перспективным и рентабельным типом здания.

Основные технико-экономические показатели реальных проектов концертных некооперированных зданий приведены в табл. 5-8 (на основе данных экономического отдела ЦНИИЭП зрелищных здании и сооружений).

Выбор типа здания и участка Выбор типа здания и участка Формы концертной деятельности Формы концертной деятельности
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00299)
Rambler's Top100