Концертная деятельность протекает в комплексах помещений: организация концертов - в помещениях филармонии; подготовка концертных программ -на базах или стационарах концертных коллективов; концертное исполнение - в концертных залах (и других залах, а также на открытом воздухе). Гастрольный характер концертной исполнительской деятельности позволяет территориально разделить эти комплексы. Такой принцип расчленения весьма удобен при формировании сети на базе существующих построек. В сложившейся ныне сети существуют и кооперированные комплексы для концертной деятельности, и отдельные специализированные здания. Кооперированные здания имеют ряд технологических и экономических преимуществ. Они повышают рентабельность учреждений и расширяют их функциональные возможности. Так, в кооперированных зданиях репетиционные залы и комнаты для занятий можно использовать под артистические уборные, а демонстрационную площадку (эстраду) - для сводных репетиций коллективов смешанного состава, регулярных занятий симфонических оркестров и т. и. Объединение стационаров для нескольких коллективов позволяет укрупнить ряд помещений (буфеты заменить столовой, а комнаты для хранения нот - нотной библиотекой и т. и. ), а также сократить суммарную площадь помещений исходя из неодновременного присутствия коллективов на стационаре.
В практике проектирования и строительства комплексы помещений филармоний и стационаров полностью игнорируются. Эти учреждения в большинстве случаем занимают плохо приспособленные помещения. Такая практика приводит к тому, что во вновь построенные здания концертных залов, рассчитанные на гастрольные коллективы, вселяются филармонии со) своими коллективами, отнимая площадь артистических комнат и административных помещений. Это свидетельствует о необходимости разработки рациональных типов кооперированных зданий.
Сложившиеся типы концертных залов можно разделить на специализированные и многоцелевые.
Специализированные концертные залы могут быть одножанровыми (предназначенными для одного вида концерта) и многожанровыми.
Одножанровые концертные залы - это большие филармонические залы (для больших филармонических концертов), малые филармонические или камерные залы (для камерных концертов), хореографические (для хореографических концертов), эстрадные (для эстрадных и сборных концертов) и лекционные (для литературных концертов).
Существование одножанровых концертных залов косвенно свидетельствует о специфике функциональных требований концертов разных видов.
Для филармонических залов характерно тщательное построение демонстрационной площадки и зала согласно требованиям акустики к музыкальным аудиториям. Демонстрационная площадка - эстрада пространственно объединена с зрительным залом. Потолок и стены вблизи эстрады или специальное отражающие поверхности решены так. чтобы направить отраженный тук в сторону зрительских мест. Ограждающие поверхности зала и его архитектурные элементы в зоне зрительских мест выполняют также акустическую функцию - рассеивают отраженный звук. В постройках начала века, а также в некоторых послевоенных слушатели размещены с трех или четырех сторон эстрады, но с явным преобладанием их с фронтальной стороны.
Этим типам залов свойственен крутой подъем зрительских мест, а большими филармоническим - и ступенчатый пол эстрады; конфигурация и профиль пола определяются типичными рассадками симфонического оркестра и хора. Филармонические залы обычно оборудуются Органами. Вместимость больших филармонических залов 1000- 3000 мест, камерных - 200-600 мест. Характерными примерами таких залов могут служить: Большой и . Малый залы Московской консерватории, Колонный зал Дома Союзов в Москве, «Ройял-фестнвал Холл» (Royal Festival Hall) в Лондоне, концертный зал филармонии и Берлине, зал филармонии в Казани.
Эстрадные залы рассчитаны на непостановочные и постановочные программы, в которых ограниченно используются наиболее простые театральные постановочные средства. Поэтому демонстрационные площадки таких залов решены в виде сцены-эстрады с горизонтальным иолом, с оркестровой ямой, с люками-провалами в планшете сцены и верхней механизацией. Иногда применяется нижняя механизация. Поворотный круг отсутствует. Требования театрализованного действия влияют на взаимное расположение эстрады и зрительских мест. Поэтому последние охватывают лишь часть выдвинутого просцениума, а в большинстве случаев размещены фронтально к сцене.
Акустические требования к эстрадным залам менее строги, чем к филармоническим, так как здесь используют систему электроусиления звука. Диапазон вместимостей эстрадных залов 800-2500 мест. К залам такого типа можно отнести Театр эстрады в Москве, концертный зал в Ростове-на-Дону (проект), «Имабери-сити холл» в Имабери (Япония).
Специализированных хореографических залов очень мало. В них демонстрационная площадка решается в виде эстрады или сцены-эстрады с очень развитым просцениумом, с горизонтальным или слегка наклонным полом; имеется оркестровая яма или иная площадка для оркестра. Зрители размещены с трех сторон просцениума. Вместимость залов примерно 2000-3000 чел. Примерами таких залов могут служить проект Государственного театра танца в Москве, проект театра для балета в Париже.
Специализированные залы для литературных концертов обычно бывают небольшой вместимости с открытой эстрадой малых размеров. Взаиморасположение зрителей и эстрады весьма разнообразно, но чаще всего зрители размещены с одной или трех сторон эстрады. К этому типу относятся лекционный зал Библиотеки имени В. И. Ленина в Москве, аудитория на 80 мест в концертном комплексе им. Бетховена в Бонне.
Многожанровые концертные залы получили широкое распространение как в СССР, так и за рубежом. Характерно следующее сочетание концертов: большие и малые филармонические (тип I); филармонические, хореографические, эстрадные непостановочные, концерты народных ансамблей (тин II); все виды концертов (тип III).
Противоречивые требования различных видов концертов удовлетворяются в практике проектирования либо компромиссным решением, либо достижением оптимума для каждого вида в отдельности.
В первом случае акустическое качество залов постоянное (выбираемое обычно ближе к требованиям больших филармонических концертов). оборудование стационарное. Такое решение характерно для залов не очень большой вместимости, когда различие акустических требований не так велико. Примерами могут служить зал консерватории в Казани (для типа I), Концертный зал им. Чайковского в Москве (для типа II), концертный зал в Тамбове (для типа III). Демонстрационная площадка зала типа I решена в виде открытой эстрады, зала типаII - в виде открытой эстрады с оркестровой площадкой, в зале типа III предусмотрена сцена с оркестровой ямой.
Для второго случая характерны регулируемые условия акустики для каждого вида концерта. Достигается это с помощью трансформаций акустических элементов и оборудования. Так, в концертном зале в Оберлине, США (для типа I) на случай камерных концертов предусмотрены подъемно-выжимная акустическая стенка на эстраде и раздвижная драпировка на продольной стене. В Концертном зале в Хьюстоне (для тина II) трансформируется подвесной акустический потолок, а также ступенчатый пол эстрады и оркестровая яма. В концертном зале в Иокогаме (для типа III) на сцене-эстраде с помощью трансформируемой акустической стенки меняются габаритные размеры раковины.
Специализированные концертные залы (как одножанровые, так и многожанровые) в нашей стране характерны для городов с населением 50 тыс. и более.
Структура сети концертных залов в соответствии с величиной города меняется следующим образом. В городах малой величины возникают многожанровые концертные залы, рассчитанные на все виды концертов. Затем - камерные залы для малых филармонических концертов со специфическими требованиями к их размерам и вместимости. Далее дополнительно к ним появляется еще и большой филармонический зал (обычно при консерватории) и, наконец, - эстрадный. Такая развитая структура характерна только для очень крупных городов. Вместе с одножанровыми и многожанровыми концертными залами в крупных городах существуют также и многоцелевые залы. Специализированные залы для художественного чтения имеются при библиотеках и иногда при концертных залах.
Многоцелевые залы, где наряду с концертами проводятся и другие виды зрелищ, получили широкое распространение в послевоенный период. Их появление связано с потребностями городов в залах большой вместимости, эпизодически используемых для съездов, конференций, слетов, гастролей концертных и театральных коллективов, проведения празднеств, фестивалей, а также наиболее интересных спортивных соревнований. Ни один из перечисленных видов мероприятий и обеспечивает загрузку крупнейших залов в течение всего года; поэтому залы используют для разных видов зрелищ, поддерживающих рентабельность зданий этого типа. По видам зрелищ и объемно-планировочным особенностям многоцелевые залы делятся на следующие типы:
Огромная ширина и высота пространства у демонстрационной площадки этих залов (вместимость их 2500-20 000 мест), вызванная размерами самого представления - широкоформатного экрана, спортивной площадки и других, - создает неблагоприятные условия и для организации сценического действия концертов и спектаклей, и для его акустического восприятия. Чтобы разрешить эту проблему, либо заглушают полностью зал и зритель слушает исполнителей только через звукоусилительную аппаратуру (зал Кремлевского Дворца съездов в Москве), либо создают естественную акустику, используя трансформируемые акустические устройства в зоне демонстрационной площадки в виде раковин или козырьков с возможностью электрозвукоусиления (киноконцертный зал «Октябрьский» в Ленинграде). В последнем случае удается достигнуть более приемлемых акустических условий, но и они еще далеки от условий, создаваемых в специализированных залах.
При меньших вместимостях залов требования кинодемонстрации и акустики сближаются, габариты эстрады и зала позволяют добиться хороших акустических свойств без сложных трансформаций.
Концерты и спектакли предъявляют более высокие требования к естественной акустике, нежели демонстрация кинофильмов и другие виды зрелищ. Поэтому в залах с естественной акустикой расчет слышимости ориентируют на требования концертного исполнения. Демонстрационные площадки многоцелевых залов обычно решают в виде открытой эстрады или сцены-эстрады и лишь в театрально-концертных залах предусматривают сцену с развитым просцениумом. Большинство демонстрационных площадок первых трех типов залов (киноконцертных, театрально-концертных, банкетно-концертных) имеют трансформируемые оркестровые ямы, позволяющие увеличивать глубину игровой площадки или вместимость зала.
Таблица 51: Основные технико-экономические показатели проектов концертных залов
Показатели | Единица измерения | Концертный зал | ||||||
Калининград | Кострома | Хабаровск | Пермь | Ростов-на -Дону | Москва (сад им. Баумана) | Москва (ЦПКиО) | ||
1968 г. | 1966 г. | 1969 г. | 1969 г. | 1969 г. | 1971 г. | 1971 г. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вместимость: обтай | место | 1000 | 1250 | 1900 | 2300 | 2400 | 850 | 1400 |
основного зала ... . . | » | 1000 | 1050 | 1500 | 2000 | 2000 | 850 | 1400 |
музыкального лектория (малого зала) | » |
| 200 | 400 | 300 | 400 | - | - |
Характеристика демонстрационной площадки | - | Эстрада | Сцена-эстрада | Эстрада | Сцена-эстрада | |||
Строительный объем | м3 | 40 800 | 36 25G | 57 500 | 77915 | 72551 | 38360 | - |
Полезная площадь | м2 | 5000 | 4734 | 7565 | 10679 | 10597 | 4839 | 7163, 7 |
Рабочая площадь | » | 5121 | 4083 | 6125 | 9586 | 9 937 | 4092, 1 | 6486 |
рабочая площадь K1 = Рабочая полщадь / полезная площадь | - | 0, 91 | 0, 86 | 0. 81 | 0, 90 | 0. 94 | 0, 85 | 0. 90 |
строительный объем K2 = строительный объем / рабочая площадь | - | 7, 98 | 8. 88, | 9. 39 | 8, 13 | 7. 30 | 9, 37 | - |
Строительный объем на 1 зр. место (всего) | м3 | 40. 90 | 29 | 30, 30 | 33, 90 | 30, 20 | 45. 10 | - |
Рабочая площадь на 1 зр. место | м2 | 5, 12 | 3, 30 | 3, 20 | 4, 20 | 4, 10 | 4, 80 | 4, 90 |
Подъемно-выжимные площадки во многих случаях используют для подачи оборудования из складов, размещенных ниже уровня планшета сцены. Весьма характерен для многоцелевых залов и трансформируемый планшет сцены игровой зоны.
Пропорции и размеры игровых площадок киноконцертных залов резко отличаются от площадок специализированных концертных залов- в 1, 5-2 раза увеличена ширина площадки при сокращенной ее глубине. Такое отклонение ограничивает репертуар и требует внесения некоторых изменений в концертные номера. Огромные игровые пространства многоцелевых залов артистам трудно «обыграть». Для тазалов часто создаются специальные программы с множеством исполнителей и интенсивным использованием кинопроекций и постановочного света. Надо ожидать, что эти новые условия породят норме творческие приемы концертного исполнения.
Танцевально-концертные и банкетно-концертные залы проектируем так, чтобы, сохраняя плоский пол (для части мест или всего зала), обеспечить по возможности удовлетворительные условия видимости эстрады.
В танцевально-концертных залах эта проблема решается следующими способами: либо партер с негоризонтальным полом делают неглубоким, либо предусматривают трансформации, обеспечивающие как плоский иол, так и необходимый уклон (концертный зал гостиницы «Россия» в Москве). Исключение составляют залы, в которых зрелище представлено эстрадными непостановочными концертами и эпизодической демонстрацией кинофильмов. В таких залах подъем пола не предусматривают даже при рачительной длине зала (до 40 м).
Банкетно-концертные залы должны быть связаны с кухонным блоком; обычно здесь предусматривают варианты рассадки зрителей за столиками для банкетов и празднеств. сопровождаемых эстрадными программами. Иногда для улучшения видимости эстрады места устанавливают на больших ступенях. Такой вариант принят в зале Пионерской гостиницы на Ленинских горах в Москве. В универсальном зале в Кёльне большие ступени имеются лишь на балконе. Вариант проведения банкетов предусмотрен и в концертных залах в Штутгарте и Бонне.
Зрелищно-спортивные залы составляют обширную группу -от небольших залов с вместимостью 200 чел. до огромных Дворцов спорта, вмещающих 20 тыс. зрителей, и крытых стадионов, используемых также для концертно-зрелищных мероприятий. При вместимостях таких залов до 3000 чел. удовлетворительные акустические условия для концертов достигаются за счет устройства раковины и акустического потолка. При большей вместимости применяют электроакустику. Условия видимости и акустики в этих залах позволяют проводить лишь музыкальные программы легкого жанра, а также массового характера (крупные музыкальные, танцевальные коллективы и хоры, специальные театрализованные представления, балет на льду и т. н. ). Примерами залов сравнительно небольшой вместимости являются Большой зал Московского Дома молодежи (проект) и универсальный зал Дома молодежи концерна Hoechst (ФРГ), каждый на 2000-2200 зрителей. Особенностью зрелищно-спортивных залов является их большая ширина, определяемая габаритами спортивной площадки (обычно не менее 30X18 м). Это осложняет акустические решения таких залов, вызывает необходимость сложных трансформаций. В то же время применение таких типов залов рационально для Домов молодежи, а также в малых городах, где неизбежно совмещение разных видов зрелищ.
Таблица 6: Примерное соотношение рабочих площадей по группам помещений концертных залов (%)
Помещения | Концертные залы | |
однозальные | двухзальные (с учетом малого зала) | |
Зрительный зал | 17 | 20 |
Группа входных помещении | 16 | 15 |
Группа помещений, обслуживающих зрителей | 28 | 30 |
Эстрада или сцена | 8 | 7 |
Помещения, обслуживающие эстраду (сцену) | 14 | 14 |
Помещении административно-хозяйственные и административно-художественного руководства | 8 | 7 |
Помещения художественного персонала | 9 | 7 |
Всего | 100 | 100 |
Таблица 7: Структура затрат на строительство концертных залов и укрупненные единичные стоимости отдельных видов работ (%)
Затраты | Удельный вес затрат, % | Укрупненные единичные стоимости отдельных видов работ, р. | |||
единица измерении | строительно-монтажные работы | оборудование | итого ] | ||
Общая сметная стоимость строительства здания | 100 | - | - | - | - |
Общестроительные работы | 63 | 1 м3 здания | 28, 5 | - | 28, 5 |
Сантехнические работы | 7 | То же | 2, 1 | 0, 8 | 2, 9 |
Электрооборудование здания | 5 | » | 1. 7 | 0, 4 | 2. 1 |
Электро- и механооборудование сцены (эстрады), кинооборудование и слаботочные устройства: |
|
|
|
|
|
со сценой | 16 | » | 1, 6 | 5, 3 | 6 |
с эстрадой |
| » | 1, 9 | 4, 2 | 6, 1 |
Мебель, инвентарь | 8 | 1 место | - | - | 113 |
Прочее (технологическое оборудование буфета, подъемно-транспортные устройства) | 1 | 1 м3 здания | 0, 1 | 0, 2 | 0. 3 |
Примечание. Укрупненные единичные стоимостные показатели отдельных видов работ даны в ценах 1969 г. и приведены к 1-му поясу стоимости строительно-монтажных работ II климатического района и I зоны стоимости оборудования.
Таблица 8: Усредненные показатели затрат по содержанию, текущему ремонту здания и электроэнергии
Вместимость концертного »ала (число мест» | Среднегодовой расход на 1 место, р. | |
содержание и текущий ремонт здания | электроэнергия | |
300-500 | 24 | 4 |
501-700 | 27 | 5 |
701 - 1000 | 18 | 3 |
Свыше 1000 | 20 | 6 |
В среднем | 22 | 5 |
В практике строительства с 50-х годов широкое распространение получают однозальные и многозальные зрелищные комплексы. Многозальные комплексы объединяют либо залы одного вида либо нескольких видов - концертные, театральные, кино (концертный зал в Тбилиси).
Эта тенденция получила значильное развитие в зарубежной практике. Примерами комплексов с залами одного вида могут служить "Лидерхале" (Licderhalle) в Штутгарте с концертными залами на 2000, 750 и 350 мест, концертный . чал в Бонне (1400, 350, 190 мест и аудитория на 80 мест), а примером комплексов с залами разного вила- комплекс залов на южном берегу Темзы (Soath Bank) в Лондоне (концертные залы вместимостью 2800, 1100, 370 мест и театральный чал на 800 мест).
В архитектурно-планировочных решениях таких сооружений применяют принцип объединения однородных помещений, сопутствующих залам: зрительских помещений, сценических помещений, зрительских и сценических помещений. Это создаст условия для гибкого использования площадей в зависимости от репертуара и посещаемости и сокращает суммарную площадь и объем здания. Помимо такого планировочного эффекта кооперации многозальные здания с разновеликими залами одного вида позволяют повысить процент заполняемости залов за счет целесообразного распределения репертуара и зависимости от ожидаемого спроса [13]. В результате суммарная вместимость комплекса может быть принята меньше вместимости отдельных залов при «штучном» строительстве. И наконец, многозальные здания позволяют создать крутые и выразительные архитектурные ансамбли.
Все эти преимущества делают многозальный комплекс наиболее перспективным и рентабельным типом здания.
Основные технико-экономические показатели реальных проектов концертных некооперированных зданий приведены в табл. 5-8 (на основе данных экономического отдела ЦНИИЭП зрелищных здании и сооружений).
![]() | Акустические свойства... 31 янв 11 | 105676 |
![]() | Размещение исполнителей,... 31 янв 11 | 13085 |
![]() | Комплекс помещений... 30 янв 11 | 11892 |
![]() | Зрительное восприятие в... 31 янв 11 | 11520 |
![]() | Проект универсального... 28 янв 11 | 10274 |
![]() | Проект универсального... 28 янв 11 | 22 |
![]() | Дания, г. Копенгаген. Проект... 26 янв 11 | 10 |
Строительство концертных... 01 фев 11 | 7 | |
![]() | Москва, проект концертного... 28 янв 11 | 7 |
![]() | Япония, г. Иокогама. Проект... 25 янв 11 | 7 |
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок |
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей Статистика | RSS | RSS отзывов |
|
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры. * При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна. Запросов: 2 (0.03688) |
![]() |