На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоПромышленное стр-воИстория архитектурыДеревянное зодчество на руси. Русская деревянная...
НЕ понравилась
7
Понравилось

Деревянное зодчество на руси. Русская деревянная архитектура

Из дерева на Руси строили все: храмы, крепости, княжеские и боярские хоромы, дома горожан, крестьянские избы, хозяйственные постройки.

Причиной этого было обилие строевого леса, простота его обработки и дешевизна деревянного строительства. Деревянные здания возводились быстрее каменных, могли строиться летом и в холодное время года, были суше и теплее.

Наиболее широкое применение имела сосна. Из-за ограниченности плотничного инструмента всюду, где возможно, использовали бревна, а брусья и доски, изготовлявшиеся при помощи топора и клиньев, употребляли лишь там, где их нельзя было заменить. Стены состояли из горизонтально уложенных одно на другое бревен, сплоченных между собой посредством пазов, вынимавшихся в поверхности каждого бревна и соединявшихся в углах с бревнами других стен врубками, обыкновенно с остатком; врубка без остатка, «в лапу», была известна, но применялась реже.

Кровельные покрытия делались из теса или лемеха — дощечек, имевших подобно кровельному тесу вырезные концы — треугольные, закругленные и «городчатые».

Веками поколения плотников совершенствовали свои композиционные и конструктивные приемы, разрабатывая и отбирая лучшие из них. Простота и рациональность этих приемов позволяли русским плотникам возводить свои постройки в очень короткие сроки (известны «обыденные» церкви, т.е. строившиеся в один день), а также перевозить здания в разобранном виде и быстро собирать их в другом месте. О масштабах, в которых русские зодчие пользовались сборным строительством, дает представление постройка во время войны с Казанским ханством в 1551 г. укрепленного города Свияжска, сооруженного неожиданно для татар в один месяц, так как его здания были предварительно построены в верховьях Волги и в разобранном виде сплавлены вниз по реке.

Документы говорят и о крестьянских многосрубных постройках: «...а на дворе хоромов изба на подклете, да сени с подсением, да повалуша с подклетом, да сенник с двома хлева, да амбар с подклетом, да мыльня»— так описывается в 1593 г. крестьянский двор на реке Варзуге.

Деревянное зодчество на руси. Русская деревянная архитектура

Инструмент плотника

Инструмент плотника: I — древосемный топор; II — потес, III — плотничий топор; IV — просека; V — черта: VI — долото; VII — тесло; VIII — струг, или долгий скобель; IX — плотничий наугольник: а — простая сажень — 152.7 см; 6 — косая сажень — 216 см

Рубка угла

Рубка угла

Крестовая бочка

Крестовая бочка

Окладывание Благовещенской церкви в Троицкой…

Окладывание Благовещенской церкви в Троицкой волости

Бочка

Бочка

Лемех

Лемех

Стена, забранная в «косяк»

Стена, забранная в «косяк»

Устройство перекрытия

Устройство перекрытия: а — мост в горнице; б — мост бревенчатый в сенях

В охряпку

В охряпку

В охлуп

В охлуп

Рубка в обло с остатком

Рубка в обло с остатком

Рубка в лапу

Рубка в лапу

Рубка в режь

Рубка в режь

Так рубили деревянные постройки на Руси

Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать значительное число бревен. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи, их вырубали на полбревна вверх и вниз в смежных бревнах. Изнутри окна задвигались затворкой (заволакивались): отсюда и название — волоковые. Через среднее повышенное оконце выходил дым, скапливавшийся вверху, так как избы топились по-черному. К тому же оно немного освещало и все помещение. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Сращивание бревен по длине русские плотники не применяли и для увеличения размеров здания ставили рядом несколько срубов или (при постройке церквей) применяли срубы восьмиугольные и крестообразные в плане. Фундаментов под деревянные здания не делали, а нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы и середину стен клали большие камни или ставили «стулья» из толстых бревен.

Чашки вырубали по форме укладываемых в них бревен, в каждом венце делали продольный паз, чтобы сруб был плотнее. Позднее паз и чашку стали выбирать в нижних горбах верхних бревен: так вода почти не попадала в пазы и сруб лучше был предохранен от загнивания. В XVII в. для более прочной связи венцов применялась, кроме того, двойная припазовка — сверху и снизу.

На торцовых фасадах изб видно, что бревна, укорачиваясь, поднимаются до самого конька: это самцовая конструкция кровли, и поныне широко распространенная на Севере. В самцы — бревенчатые обрубки, замыкающие треугольником чело избы, врубаются длинные бревна — слеги, по которым на оба ската настилают тес. Его верхние концы, лежащие на последней, князевой слеге, обычно заводятся под тяжелое бревно, в нижней части имеющее паз, — охлупень, или шелом. Внизу тесины упираются в поток (желоб), который отводит воду подальше от сруба. Желоба лежат на крючьях-курицах, вырубленных из нетолстых елей. Верхние концы куриц врубались в нижние слеги.

Чтобы выступающие из-под кровельного настила концы слег не сырели, их закрывали причельными досками. Все врубки, крепления мостов «в черты», сплочение теса «в зубец» в гвоздях не нуждались. Выражение «сделано на гвоздях» означало тогда плохую работу.

Традиционный деревянный дом на Русском Севере

Традиционный деревянный дом на Русском Севере. Изба Сергеева. Заонежье. Конец XIX века

Конструкция самцовой кровли

Конструкция самцовой кровли

Вплоть до XX века на строительство шел лес только рубленый, а не пиленый, хотя пила на Руси была известна еще в глубокой древности. Она, однако, не получила большого распространения, ибо давно заметили, что пиленые бревна и доски легче впитывают влагу, быстрее разбухают и гниют. А рубленые бревна от ударов топора с торцов становились как бы закупоренными. Мастера следили, чтобы помощники не вбивали топор в бревно: это могло сократить жизнь будущего строения.

Плотницкая «снасть» не ограничивалась топорами да скобелями. В порядных документах упоминаются тесла, похожие на кирки, но с закругленными лезвиями для выбирания пазов, долота и просеки — ими пробивали отверстия в бревнах, черты для расчерчивания параллельных линий. Бревна на сруб поднимали блоками-векшами, через которые были пропущены шеймы-канаты.

Тесовый лес заготовляли так: в торце и по длине бревна делали зарубы, в которые вгоняли деревянные клинья. Затем из расколотых половин вытесывали две-три тесины. Если же они шли на кровлю, то с одной стороны тесины делали небольшое углубление — корытце — получался желобленый лес. В лесу работали обычно древосечным топором с узким лезвием, тесины зачищали потесом, имевшим широкое лезвие с односторонним срезом.

Размеры дома заказчик указывал в саженях. Известно, что в XVII в. применялось несколько видов сажени. Самая распространенная сажень, которой чаще всего пользовались плотники — простая, или ручная, определяемая расстоянием между большими пальцами раскинутых рук. Иными словами, это катеты плотничьего наугольника (152,7 см), гипотенуза которого—косая сажень (216 см). Друг с другом они соотносятся, как сторона и диагональ квадрата, а как раз с построения квадрата на земле и начинали разбивку плана древние зодчие.

Диагональ квадрата, превращенная в сторону нового, большего квадрата, описанного вокруг меньшего, давала удвоенную площадь и, наоборот,— в два раза уменьшенную, когда половину диагонали брали за сторону вписанного квадрата. Для разметки оклада северные мастера, кроме плотничьего наугольника, имели мерную веревку, узлами разделенную на простые сажени.

При самцовой конструкции можно было придавать фронтонам любые очертания — простого треугольного фронтона, фронтона с «полицами», т.е. с более пологими частями внизу, опирающимися на «повалы», и, наконец, фронтона криволинейного очертания с килевидным завершением, образующего так называемую «бочку».

Верхние части крылец и висячие галереи делались каркасными из стоек-брусьев, зажатых между нижней и верхней обвязками, и тесового заполнения между ними. Такой же была конструкция стен холодных верхних этажей — чердаков — в богатых хоромах.

Деревенские избы ставились на подклетях, но крыльца здесь были редки, возможно, что они составляли принадлежность более богатых домов. Крыльцо с высокой крышей составляло предмет гордости хозяина дома.

Городские деревянные жилые дома были двух - трехсрубными, но часто каждый сруб покрывали своей крышей, а средний сруб (сени) иногда делали более низким, чем боковые, которые имели до трех этажей в высоту.

Сени издревле были самым светлым и обширным помещением дома. Не случайно раньше в них устраивали пиры, принимали гостей, играли свадьбы. Так, в свадебном причитании на Печоре пели:

Станем мы да в новы сени, Во новы сени да во холодные, На гладкие полы да на еловые, На часты мелки да перекладинки, Мы отворим да двери на пяту, т.е. распахнем их настежь. Бывали случаи, когда сени связывали не два, а три сруба: последний прирубался перпендикулярно. Тут получается Т-образная связь. В сенях ставили большое окно, называвшееся красным (красивым) оттого, что оно пропускало сравнительно много света и имело слюдяную окон-чину. Иначе его называли косящатым, так как оно было обрамлено косяками. Такие окна для XVII—XVIII вв. — первый признак состоятельного хозяина. Еще в былинах пели:

Построены терема высокие,
Просечены окна косявчаты
И поставлены колоды белодубовы...

Хоромы именитых купцов Строгановых в Сольвычегодске (1564 г.) представляли собой трехэтажное здание, состоявшее из поставленных рядом срубов, покрытых общей двускатной крышей. На одном конце возвышалась высокая, около 30 м, шестиэтажная башня, покрытая «бочкой». В сени, расположенные рядом, вело двухмаршевое крыльцо с бочечной крышей над верхним рундуком (площадкой) и четырехскатной крышей — над нижним. Рядом с сенями возвышалась и вторая, меньшей высоты башня с открытым верхом и четырехгранной шатровой крышей с полицей.

Яркий пример деревянной дворцовой архитектуры — дворец в селе Коломенском под Москвой, построенный в 1667—1668 гг. мастерами Семеном Петровым и Иваном

Хоромы в Сольвычегодске

Хоромы в Сольвычегодске

Дворец в Коломенском

Дворец в Коломенском

Северо-восточный фасад

Северо-восточный фасад

Юго-восточный фасад

Юго-восточный фасад

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. XVII век

Михайловым, частично перестроенный в 1681 г. Саввой Дементьевым. Спустя 100 лет после постройки дворец был разобран «за ветхостью».

Дворец состоял из семи хором: для царя, для царевича, для царицы и четырех — для царевен. Все хоромы были связаны переходами между собой, а также с подсобными помещениями и дворцовой церковью. Каждые из этих хором были трех- или четырехэтажными, состояли из ряда клетей со своими сенями, наружными крыльцами и разнообразными покрытиями — шатрами, поставленными нередко по два и по три, простыми и крещатыми бочками и кубами. На фасадах были богато украшены резьбой подзоры кровель, крыльца, галереи и наличники окон.

В XVIII веке в средней полосе России избы по-прежнему состояли обычно из отапливаемой по-черному избы, холодной клети и разделяющих их сеней. Дым от печи выходил уже не через дымовое окно, а через деревянную трубу-дымник; избы, топящиеся по-белому, были в то время очень редки. Старые волоковые окна постепенно начали заменяться «красными» и на уличном фасаде избы обычно помещались три окна: среднее — «красное» и боковые — волоковые.

Примером северной избы конца XVIII в. может служить дом в селе Брусенец Вологодской области, состоящий из одного большого (до 60 м2), поставленного на подклете помещения с печью в углу возле входа. Сбоку к избе примыкала холодная, хорошо освещенная клеть, а сзади находился отделенный от жилой части узкими сенями двухэтажный хозяйственный двор с хлевами внизу и сараем для сена наверху, куда вел снаружи бревенчатый пандус — «взвоз». К сеням примыкают крыльца с верхней площадкой на одном столбе.

Усадьба иконописца Олисея Гречина

Усадьба иконописца Олисея Гречина. Новгород. XII век. Реконструкция. Площадь усадьбы — 7 соток

Деревянное зодчество на руси. Русская деревянная архитектура

Вологодские хоромы

Вологодские хоромы. XVI век

Деревянное зодчество на руси. Русская деревянная архитектура

Внутренний вид северной избы

Внутренний вид северной избы. XIX век

Деревянное зодчество на руси. Русская деревянная архитектура

Деревянное здание школы искусств в горной местности (США)

Деревянное здание школы искусств в горной местности (США). 1960 г.

Постройки с бревенчатыми стенами

Постройки с бревенчатыми стенами.

Вверху: экскурсионный павильон в Приокско-Террасном заповеднике. Внизу: павильон в «Русском саду» на Всемирной выставке «Флорида-92» (Голландия). Арх. М. Гурари, констр. Ф. Межуева. КБ редакции «Архитектура». Строительство — фирма «Дом»

Внимание к индивидуальному дому возродилось лишь с середины восьмидесятых годов, когда, например, строители Росколхозстроя довели долю усадебных домов на 1—2 семьи до 85%.

Но в целом намеченное в правительственных постановлениях развитие индивидуального строительства на основе древесины не состоялось. Лишь при развертывании частного сектора начался «бум» в деревянном строительстве. Сейчас из цельной древесины — бревен, бруса, цилиндрованных бревен — строят в основном горожане, которые хотят иметь второй дом на природе, и сельские жители лесных областей.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.0026)
Rambler's Top100