На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоМастеровойТокарные работы по деревуШиповые соединения

Токарные работы по деревуВ начало раздела

Токарные работы по дереву. Самоучитель токаря)
НЕ понравилась
7
Понравилось

Шиповые соединения

Многие декоративные изделия имеют коробчатую конструкцию или включают ящичные элементы. Для формирования деревянных коробок применяют разнообразные шиповые соединения. На рис. 69.1 показано соединение двух пластин открытым прямым шипом. Шипы нарезают дисковыми фрезами с шириной зуба от 4 до 8 мм или более тонкими фрезами одинакового диаметра, собранными в набор заданной толщины. Можно также нарезать шипы одной тонкой фрезой за 2-3 захода. Фрезы закрепляют на длинной оправке, устанавливаемой непосредственно на шпинделе и поджимаемой вращающимся центром. Деталь коробки закрепляют на салазках суппорта четырьмя длинными болтами или шпильками. Под деталь кладут дощечку из некачественной древесины, которая предохраняет деталь от выкрашивания (рис. 69.1 А). Положение детали выверяют касанием фрезы в двух крайних точках ее торцевого среза. Деталь подают на фрезу поперечным движением салазок и прорезают паз на глубину равную толщине дощечек, из которых собирают коробку, плюс небольшой припуск на шлифование.

По первой прорезке устанавливают поперечный упор. После этого деталь отводят назад, продольной подачей суппорт смещают влево по показаниям лимба, затем поперечной подачей прорезают второй паз до упора (рис. 69.1 Б) и т.д.

Шипы нарезают в соответствии с расчетом, при котором соблюдаются следующие условия:

  1. шип и паз должны быть одинаковой ширины;
  2. шипы и пазы должны укладываться в ширине детали целое число раз, без долей;
  3. построение шипов на торцевых краях одной детали должно быть симметричным, а две противоположные детали коробки должны быть совершенно одинаковыми;
  4. шипы и пазы стыкуемых деталей должны быть точно согласованы (рис. 69.1 В). После сборки короба и высыхания клея свесы (выступы) шипов сошлифовывают (рис. 69.1 Г).

Шиповые соединения

Шиповые соединения

В тех случаях, когда на шипах собирают коробку с крышкой, ее изготавливают как одно целое, затем малоразведенными пилами распиливают на корпус и крышку. Распил делают на стыке шипов (рис. 69.1Д).

Чисто выполненное открытое шиповое соединение может органично войти в стиль всего изделия, в котором и другие виды соединений (подвижные и неподвижные) также делаются открытыми. Придавая мягкость очертаниям предмета, его ребра скругляют, в том числе и углы шиповой сборки (рис. 69.1 Е).

На рис. 69.2 показано соединение в шпунт и гребень с открытым торцом. Шпунты и гребни нарезают попарно симметрично - в двух противоположных деталях короба пропиливают шпунты, на двух других формируют гребень. Ширину шпунта и толщину гребня подбирают соответственно толщине дощечек и прочности древесины.

Оба элемента соединения вырезают дисковой пилой или фрезами. Стол устанавливают таким образом, чтобы зубья инструмента выступали над его поверхностью на высоту равную глубине шпунта. При отборке шпунта дощечку ведут вдоль направляющей линейки, установленной на расчетном расстоянии от инструмента (рис. 69.2А). По налаженному приспособлению поочередно вырезают все шпунты. Произведя переналадку, аналогичным образом нарезают гребни (рис. 69.2Б). Ширину шпунта и высоту гребня регулируют зазором между пилой (фрезой) и направляющей линейкой. Отборку шпунтов и нарезание гребней базируют по краю детали, поэтому перед нарезанием элементов соединения следует тщательно выверять построение деталей и их размеры. Для апробации наладки приспособления используют обрезки заготовок и лишь после выведения инструмента на заданный размер обрабатывают непосредственно детали.

Элементы соединения скрепляют клеем. Торцевые свесы снимают на шлифовальных дисках или листе абразивной шкурки.

Оба типа соединений (рис. 69.1 и 69.2), тщательно подготовленные и чисто выполненные, могут остаться открытыми в готовом изделии. В тех случаях, когда заранее известно, что изделие будет зафанеровано или иметь непрозрачное покрытие, к качеству выполнения элементов соединения предъявляют невысокие требования. Однако вид открытого соединения характеризуется и тем, что в нем совмещаются поверхности, образованные двумя срезами древесины - торцевым и тангенциальным, имеющими разную прочность, текстуру и восприимчивость к покрытиям. Вследствие этого при выполнении соединений под прозрачную отделку целесообразно закрывать торцевые срезы и выводить на лицевую поверхность однородную текстуру древесины.

На рис. 69.3 представлены соединения в шпунт и гребень с закрытыми торцами. Соединение деталей короба осуществляется через промежуточную угловую стойку. Стойки вытачивают на токарном станке из цельной заготовки и разрезают на четыре доли (рис. 69.ЗА). Во взаимно перпендикулярных гранях стоек прорезают шпунты. На торцах дощечек формируют гребни. Затем все три детали собирают в один узел. Варианты сборки показаны на рис. 69.3Б. На рис. 69.3В показана разновидность шпунтового соединения с применением вставной рейки. На практике к сборке подготавливают узлы всех четырех углов, их одновременно намазывают клеем и выдерживают под прессом или обвязкой. Подобным способом могут быть собраны не только четырехгранные коробки, но и изделия с большим числом граней.

Детали короба и угловые стойки могут быть изготовлены из одной или разных пород древесины, а также иметь одинаковую или разную отделку. Применение промежуточных стоек позволяет вести раздельную отделку всех деталей соединения, в частности фанеровку, технология которой в этом случае значительно упрощается.

Детали карниза или багетной рамы соединяют на ус, при этом плоскости соединения полностью скрыты. Багет нарезают в стусле - приспособлении, имеющем пропилы под углом 45 гр. Для многогранных рам багет нарезают под соответственно рассчитанными углами. Багет режут вручную ножовками с малоразведенными мелкими зубьями.

Однако наилучшую поверхность для стыковки деталей багетной рамы дает шлифование спила. На суппорте станка закрепляют деревянный стол с направляющей рейкой, снабженной транспортиром. Рейку поворачивают и фиксируют под заданным углом. Отпиленную с припуском часть багета подают вдоль направляющей рейки на шлифовальный диск (рис. 69.4). Деталь рамы сошлифовывают в размер, при этом происходит и точная корректировка угла спила.

Угловое соединение рамы упрочняют накладными косынками (рис. 69.5А) или глухими вставками. Пазы под вставки прорезают дисковой фрезой небольшого диаметра, надетой на тонкую оправку, позволяющую фрезе значительно углубиться в материал. Пазы выбирают попеременно с правой и левой наладкой направляющих линеек (рис. 69.5Б). Вставку из прочной древесины вытачивают по шаблону. Древесные волокна вставки должны быть направлены перпендикулярно стыковочному шву.

Склеиваемую раму обкладывают по углам угольниками со скругленными вершинами и желобами для бечевки, натягиваемой двумя закрутками. Угольники изготавливают из цельного куска твердой древесины. Раму выверяют, прикладывая по диагонали заостренные рейки. При точном выполнении деталей и правильной их сборке диагонали рамки должны быть равными. Промазанные клеем косынки набивают после стягивания рамы и ее выверки.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.




Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00317)
Rambler's Top100