На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоМастеровойТокарные работы по деревуИзготовление декоративной скульптуры

Токарные работы по деревуВ начало раздела

Токарные работы по дереву. Самоучитель токаря)
НЕ понравилась
2
Понравилось

Изготовление декоративной скульптуры

Наряду с деревянной скульптурой, являющейся самостоятельным видом искусства, скульптурная резьба широко применяется как составная часть декоративной отделки различных изделий. Скульптурная резьба - наиболее сложный вид обработки древесины, и ее следует начинать с простых образцов.

В описании токарных работ показаны методы точения шахматных фигур. Конь - единственная шахматная фигура, имеющая скульптурное воплощение (рис. 66.1). Эта фигура и становится часто первой работой в освоении приемов механизированной скульптурной резьбы. Для ее изготовления пригодна любая качественная древесина, однако лучше применять ту, из которой выполнены остальные фигуры. Конь - комбинированная фигура. Ее круглую подставку вытачивают на токарном станке, отдельно вырезают головку коня и затем обе детали соединяют вместе в одну фигуру. Головки коней вырезают из четырех заготовок, выкроенных из одной доски. С помощью шаблона раскрой выполняют таким образом, чтобы волокна древесины проходили по всем заготовкам в одном направлении. Заготовки выпиливают тонкой ножовкой с небольшим припуском. Все четыре головки поочередно обтачивают фасонными фрезами по чистовому контуру. Применяя фрезы различного профиля и размеров и опираясь на подручник, одну из заготовок обрабатывают и полностью моделируют. При этом стараются запомнить порядок обтачивания и использованный инструмент не смешивают с остальным.

Смоделированную головку дорабатывают в деталях и применяют как эталон для изготовления трех других коней. Их вырезают уже «поточным» методом - одним установленным на шпинделе инструментом обтачивают сходные детали поочередно у всех трех заготовок. Соответствие вырезаемых фигур эталону проверяют измерительным инструментом и несложными шаблонами из тонкого картона.

На рис. 66.2 показана декоративная львиная маска со скобой. Маску вырезают из цельной или наборной заготовки, скобу вытачивают на токарном станке, затем обе детали собирают. Маска может быть разных размеров в зависимости от места ее применения: крупная - как украшение интерьера, средних размеров - как ручка (парный вариант) для двухстворчатых дверей, мелкая - как деталь декоративной чаши. Однако сложность вырезания маски с увеличением ее размера не уменьшается. Во всех трех вариантах требуется правильное построение формы и грамотная деталировка, учитывающая, с одной стороны, расстояние до изделия, степень его освещенности, с другой - прочность материала, разновидность покрытия, частоту пользования.

Работу над маской начинают с изготовления пластилиновой модели, на которой отрабатывают все элементы скульптуры. При выполнении небольших моделей лепку производят на листе плотной бумаги, на которой модель удерживают и, прикладывая ее к изделию, выверяют соотношение размеров соединяемых деталей.

Существует несколько способов перенесения размеров с модели на скульптурное изделие. Один из способов основан на снятии с модели шаблонов и применении их для контроля рельефа в процессе резьбы. Поскольку маска симметрична относительно вертикальной оси, достаточно изготовить шаблоны с одной ее половины. Пластилиновую модель слегка охлаждают для придания массе большей твердости и устойчивости против деформации, кладут на плоское картонное основание и очерчивают по контуру. Определив центр модели, на основании прочерчивают вертикальную ось О-О. Тонкой жестяной пластиной модель разрезают по вертикальной оси до основания. В образовавшийся разрез вставляют лист твердой бумаги и легким касанием карандаша обводят силуэт маски. На листе и на модели делают отметки А, Б, В, соответствующие местам, активно характеризующим форму рельефа. Вынув силуэтный лист из модели, отметки А, Б, В переносят на основание. По линиям А-А, Б-Б, В-В поочередно делают горизонтальные разрезы и обводят их профили на вставных листах бумаги. Силуэт и горизонтальные профили переводят на твердый картон и вырезают шаблоны. При разрезании рельеф модели не разрушается и после снятия всех профилей его целостность легко восстанавливается. Собранный рельеф вновь становится пригодным для визуальной сверки вырезаемого изделия с моделью.

Процесс формирования и вырезания декоративной скульптуры по шаблонам

Изготовление декоративной скульптуры

Снятые горизонтальные профили соответствуют законченному виду маски, и изготовленные по ним шаблоны пригодны для контроля резьбы на заключительных этапах. В начальной же стадии обработки заготовки применяют упрощенный шаблон (шаблон В1, выполненный на основе детального шаблона В).

Непосредственное изготовление маски начинают с выравнивания задней плоскости и опиливания деревянной заготовки по форме близкой к изделию. Фасонными фрезами вытачивают краевой контур маски (жирная черная линия на рисунке), переведенный на заднюю плоскость с основания. Совместив заготовку с основанием по контуру, намечают середину маски и по осевому шаблону вырезают профиль (заштрихованная полоса на рисунке), точно соответствующий силуэту маски. На обоих сформированных профилях (жирная и заштрихованная линии) делают отметки А, Б, В, по которым подставляют соответствующие шаблоны при дальнейшей обработке заготовки. Сначала обрабатывают всю поверхность маски (правую и левую половины), контролируя съем материала упрощенными горизонтальными шаблонами. Затем с помощью детальных шаблонов дорабатывают характерные элементы маски (разрез глаз, складки рта). Самые мелкие черты прорабатывают без шаблонов. Сформированную маску обтачивают абразивными головками; скругляя очертания и выравнивая поверхность, шлифуют и производят отделку. Изготовленную скобу также отделывают. Затем обе детали собирают в одно изделие. Детали крепления маски размещают на задней плоскости. Если закрепление маски с задней стороны невозможно, шурупы пропускают в углы рта и прикрывают их потайные головки осью скобы.

На рис. 66.3 показана часть деревянного станка глобуса, четыре точеные ножки которого увенчаны женскими головками, служащими опорой для меридианного круга. Цельные заготовки для головок размечают, опиливают и обрабатывают по разрезным шаблонам, изготовленным с лепной модели. Базами для установки шаблонов являются верхние и нижние параллельные плоскости фигурки, а также круглый наголовник, верхнюю часть которого протачивают в центрах. Головки поставлены попарно симметрично, в диаметрально противоположных точках глобуса. Лица головок, развернутые в противоположные стороны, просматриваются одновременно, поэтому очень важно соблюсти единство их силуэтов. В то же время зритель никогда не видит вместе все четыре головки, а лица соседних фигурок наблюдаются под разными углами. Следовательно, нет необходимости стремиться к идеальному сходству лиц, важно точно передать их общий характер. Учитывая это обстоятельство, опытный резчик может легко доработать скульптуру, опираясь лишь на основные контуры, проложенные с помощью шаблонов.

После прокладки основных контуров всех головок одну из них дорезают полностью, тщательно выверяя каждое движение визуальным сравнением с моделью и подбирая соответствующий инструмент. Остальные три головки дорезают по первому образцу. Вырезанные головки шлифуют и монтируют с коническими каннелюрными колоннами.

Приведенные примеры декоративной резьбы основаны на предварительном моделировании, являющемся весьма трудоемким делом. Вместе с тем сравнительно крупные модели отработать значительно легче, чем мелкие, выполняемые в масштабе изделий. Поэтому рекомендуется изготавливать модели удобного для работы размера и снятые с них шаблоны уменьшать соответственно величине изделия, применяя проекционную аппаратуру. Шаблоны, выполненные с уменьшением силуэта модели, более точны в передаче формы изделия и его деталей. Проекционный способ позволяет также легко изготавливать промежуточные шаблоны для контроля резьбы в начальных стадиях обработки заготовки. Хранение полного набора шаблонов на негативе дает возможность очень быстро восстанавливать их в натуре для воспроизведения скульптурного изделия в любом заданном размере.

Шаблоны, как и другие измерительные инструменты и приспособления, применяются для безошибочной обработки материала, точного формирования изделий и сокращения времени, необходимого для выполнения многих технологических операций. Однако в основе любой декоративной обработки дерева, в том числе и резьбы, должен быть творческий подход к делу. Все перечисленные и иные технологические приемы могут лишь способствовать наиболее полной реализации творческих замыслов мастера.

Фрезерование профилированных многогранников Фрезерование профилированных многогранников Клеевые и отделочные работы
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.




Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00165)
Rambler's Top100