На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоМастеровойТокарные работы по деревуИзготовление резных медальонов

Токарные работы по деревуВ начало раздела

Токарные работы по дереву. Самоучитель токаря)
НЕ понравилась
3
Понравилось

Изготовление резных медальонов

В практике резных работ словом медальон обозначается рельефное изображение, заключенное в круглую, овальную или граненую раму. Размеры медальонов не ограничены - они могут быть и частью оформления интерьера, и элементами отделки мебели, и украшением миниатюрной коробочки. Изготовление медальонов - весьма сложное дело, и

к нему приступают тогда, когда на более простых изделиях будут отработаны многие приемы резьбы. Однако, кроме хорошего владения инструментом, работа по созданию медальонов требует от мастера грамотного подхода к построению композиции, высокого знания пластической анатомии и основных принципов проектирования и формирования сюжетных рельефов.

Создание медальона начинают с тщательной разработки эскиза, композиция которого должна базироваться на размере и качественных показателях заготовки. Древесина для вырезания рельефа должна быть твердой, прочной без сучков и трещин, иметь неконтрастную или очень мелкую текстуру. Одинаковые по цвету куски древесины, удовлетворяющие перечисленным требованиям, - большая редкость; поэтому следует наиболее выгодно использовать имеющийся материал. Экономичный раскрой древесины, производимый станочными методами, позволяет получать из одного куска несколько долей, одинаковых по качеству и внешним данным. Наличие двух или нескольких сходных заготовок дает возможность изготавливать парные медальоны или гарнитуры с единым сюжетом. Поскольку высоту рельефа проектируют и рассчитывают заранее, заготовки для медальонов можно нарезать с минимальным припуском по толщине. Тонкие спилы дублируют, наклеивая их на хорошо выдержанные дощечки из распространенных пород древесины. Иногда такое дублирование производят лишь на время обработки медальона, после чего подложку сошлифовывают на абразивной шкурке.

При всем разнообразии приемов рельефной резьбы существуют и единые принципы их построения. Один из них заключается в том, что рельеф любой высоты должен содержать все детали, присущие нормальному изображению. На рис. 65.3 показан принцип «сжатия» изображения. Самая высокая точка рельефа остается на поверхности заготовки, по самому низкому его уровню прокладывают плоскость фона, высоты отдельных деталей изображения должны укладываться в запроектированном слое, сохраняя взаимно пропорциональное соотношение.

Как видно из рисунка, плоскость фона рельефа проходит по центральной оси лица. Иногда в целях передачи большей глубины рельефа плоскость фона (показана пунктиром) несколько смещают относительно оси, захватывая часть симметричной половины лица. Подобный «подъем» изображения над фоном позволяет делать поднутрение под некоторыми деталями лица и прически. Правильно выполненное неглубокое поднутрение придает изображению легкость, усиливая эффект объемности.

Из заготовки, имеющей в центре значительную высоту, можно вырезать медальон с поворотом головы в полуанфас. В этом случае изображение не сжимают, а вырезают по правилам объемной скульптуры, часть которой, скрытая от зрителя, срезана плоскостью фона. Высокую рельефность резьбы сочетают с невысокими переходами некоторых элементов прически, одежды непосредственно в фон, тем самым смягчая контрастность изображения и придавая ему более пластическую связь с фоном.

Для обработки заготовки на ее поверхность наносят рисунок будущего рельефа. Традиционный метод перенесения рисунка с эскиза на заготовку - разбивка эскиза и заготовки на сетку с одинаковым числом клеток, отличающихся размером. Этот метод позволяет переносить изображение по частям в определенном масштабе. Однако его применение эффективно только в начальных стадиях обработки заготовки, так как по мере снятия слоев древесины сетку и построенный по ней контур изображения приходится восстанавливать. Более надежный способ переноса изображения - метод оптического проецирования.

В увеличитель любого формата закладывают негатив, полученный репродуцированием эскиза медальона (с помощью того же увеличителя или обычного фотоаппарата). Негатив делают с эскиза, выполненного крупно, с подробной и четкой проработкой контура деталей. При слабом внешнем освещении негативное изображение проецируется на лицевую плоскость заготовки. Регулируя высоту проецирования, подбирают нужное увеличение изображения. Закрепив положение увеличителя, тонким карандашом, ведомым по белым линиям негативной проекции, обводят внешний контур рельефа и намечают место его самой высокой детали. На приколотой к доске увеличителя бумаге ставят отметки, фиксирующие положение заготовки при первой прорисовке.

Получив контур для первичной обработки, по краевому контуру заготовки наносят уровень фона и начинают резьбу. При помощи крупных цилиндрических и конических боров снимают древесину вокруг контура изображения до уровня фона и выравнивают его. Оставив нетронутым самое высокое место изображения - точку А (ткань на плече), с его плоскости снимают тонкий слой материала до уровня точки Б. После этих операций вся первоначальная разметка окажется срезанной и проведенная по ней обработка рельефа может считаться законченной. Затем заготовку по прочерченным на бумаге отметкам снова устанавливают под увеличитель и на поверхности изображения наносят границы следующего, более низкого уровня. С намеченных мест древесину срезают, применяя все более мелкий фрезерный инструмент. Точно очерчивая границы съема, постепенно срезают все уровни и в общих чертах формируют объем рельефа. На заключительных этапах работы под увеличителем намечают самые мелкие детали, которые прорезают тонким механическим и ручным инструментом. Вырезанный рельеф шлифуют, дотачивая некоторые детали небольшими мелкозернистыми головками и ручным абразивным инструментом. В процессе шлифования все неровности сглаживаются, поверхность рельефа получает плавные округлые формы.

Если процесс репродуцирования (получение негатива) окажется труднодоступным, то можно воспользоваться упрощенным способом, заменив негатив калькой. Изображение с эскиза аккуратно переводят на кальку. В тех случаях, когда эскиз превышает размеры окна увеличителя, на кальке делают уменьшение изображения. Для этого так же, как в процессе репродуцирования, эскиз помещают под увеличитель и сильно освещают. Сняв колпак и конденсор с увеличителя, на его рамку кладут стекло с приклеенной резиновым клеем калькой. Изображение эскиза, как в фотоаппарате (в перевернутом виде), проецируется на кальку. Отрегулировав размер и фокус и вооружившись лупой, проецируемое на кальку изображение обводят тушью или острым карандашом. Промасленную (для увеличения прозрачности) кальку с контуром медальона помещают в увеличитель и размечают заготовку, которую обрабатывают по вышеописанной схеме. Хотя качество изображения, переносимого с кальки хуже, чем с негатива, оба способа позволяют надежно контролировать очертания и пропорции вырезаемого рельефа. Быстрая перестройка аппаратуры позволяет легко вписать изображение в заданный размер заготовки, открывая возможность изготовления медальонов с одинаковым изображением, но разных размеров, для последующего их включения в гарнитур изделий. Проекционным способом можно выполнять симметричные и многофигурные композиции, а также портретные медальоны, для которых точная передача изображения - важнейшее условие.

Готовый медальон вставляют в профилированную рамку, которую подвешивают на цепочке или устанавливают на откидной подставке. Вставной медальон круглой формы можно дополнительно декорировать выточками, которые нарезают цилиндрической фрезой или бором с применением делительного приспособления.

Тематика изображений, вырезаемых на медальонах, разнообразна. Кроме однофигурных и многофигурных композиций, медальоны могут включать анималистические, пейзажные и архитектурные рельефы. Окантовка вставных медальонов зависит от стиля изделия. Настенные медальоны вставляют в багетные рамки различных форм. Для парных медальонов или гарнитура изготавливают рамки одинаковые по стилю и размерам.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.




Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00659)
Rambler's Top100