На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоМастеровойДефекты строений и конструкцийУстранение дефектовРазрушения капителей и безбалочных перекрытий

Дефекты строений и конструкцийВ начало раздела

Классификация и оценка дефектов сооружений и конструкций)
НЕ понравилась
-1
Понравилось

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Работа по бетонированию безбалочных перекрытий должна постоянно контролироваться строителями. Бетонирование монолитных или монтажных сборных элементов этих перекрытий требует тщательного и точного выполнения всех операций.

Отступления в армировании, неправильное определение рабочих швов, захваток бетонирования, ненадежные леса и отставание в замоноличивании соединений приводили к образованию нежелательных и опасных для конструкций трещин, разрушению бетона в сопряжениях плит с капителями и провисанию бетона в поле плит.

Работы по бетонированию безбалочного перекрытия в одном из складских зданий выполнялись в холодное время года. Еще до начала электропрогрева бетон успел частично загустеть и замерзнуть. Эффект от такого прогрева, естественно, был снижен или совершенно не оказал влияния на рост прочности бетона. В дальнейшем, когда начали снимать стойки, произошло полное обрушение перекрытия на третьем этаже, что привело в свою очередь к разрушению бетона в перекрытиях двух нижележащих этажей.

Дефекты в сборном безбалочнохм перекрытии картофелехранилища были обнаружены как в процессе монтажа, так и в собранном виде до замоноличивания узлов. Во многих собранных конструкциях появились опасные трещины в капителях и произошло полное их разрушение. Монтаж каркаса был начат в конце ноября 1967 г. и продолжался в зимние месяцы при низких температурах. В процессе производства работ были допущены отступления от предусмотренной проектом технологии по сварке закладных деталей.

При обследовании каркаса 11 января 1968 г. трещин в пристенных и угловых капителях обнаружено не было. 2 февраля, в период резкого перепада температур наружного воздуха, в капителях типа КПК и КПЧ появились трещины с раскрытием до 2 - 2, 5 мм. Это свидетельствовало об аварийном состоянии конструкций. Деформированные канители пришлось демонтировать. При разборке конструкций одной из колонн второго этажа произошло обрушение перекрытия.

В ночь с 3 на 4 февраля, в нерабочее время, произошло обрушение капителей того же типа на других участках здания. Одновременно обрушились и плиты перекрытий, уложенные на капители; колонны в этих местах не обрушились, видимых нарушений выявлено не было.

При освидетельствовании остальных смонтированных капителей типа КПК и КПЧ на этом объекте и на строящемся в другом районе картофелехранилище во многих местах были обнаружены аналогичные трещины.

Основной причиной появления трещин и разрушения капителей явилась низкая несущая способность капителей в результате недостаточного их армирования (меньшего, чем было предусмотрено в проекте). Сопутствующими причинами могли послужить: нарушения при монтаже, смещение арматурных сеток и закладных деталей, отставание с бетонированием монолитной части капителей, что могло привести к резкому снижению устойчивости каркаса здания (рис. 39).

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Рис. 39. Разрушение слабоармированных капителей

Возникла необходимость во внесении конструктивных изменений в армирование капителей и технологию монтажа этих конструкций. Повышена была также марка бетона - предусмотрена марка бетона 300 (вместо 200).

При проверке прочности бетона в обрушившихся конструкциях и в образцах, выпиленных из отобранных кусков разрушенных капителей, установлено, что бетон во всех исследованных конструкциях отвечал проектной прочности.

В январе 1966 г. произошло обрушение одного пролета в осях 1 - 2 каркаса трехэтажного здания склада гарных грузов, смошированного из сборных элементов (рис. 40). Протяженность корпуса 115 м.

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Рис 40 Обрушение участка пролета каркасного здания

Обрушение произошло после завершения монтажа пролета. Сварка закладных деталей ригелей с колоннами не была выполнена, а работы по замоноличиванию стыков между колоннами и ригелями и плитами даже не были начаты. Эти работы намечалось выполнить в теплое время года. При обрушении колонны ригели ичасть плит крайнего пролета упали за пределы сооружения.

При падении конструкций плиты третьего этажа выбили плиты в том же пролете второго этажа и затем первого. Одна из плит третьего этажа задержалась при падении и заняла место выбитой плиты на первом этаже.

По счастливой случайности конструкции последнего пролета, смонтированного накануне дня аварии только на прихватках, упали в крайнем пролете в сторону от здания, не вызвав дальнейших обрушений.

Аналогичная авария произошла 19 апреля 1961 г. на смонтированном железобетонном каркасе мноюэтажного здания склада бумаги. Однако в отличие от предыдущего случая конструкции упали внутрь здания и вызвали полное обрушение каркаса. Причиной обрушения было отставание в замоноличивании и сварке стыков, а также невыполнение других работ по кладке стен и перегородок (рис. 41).

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Рис. 41. Вид участка разрушенных конструкций монтируемого корпуса

Подобные разрушения в каркасных зданиях трудно предвидеть. Отклонения в правильности монтажа выявляются лишь при геодезических проверках.

Деформации и отклонения конструкций от проектного положения накапливаются постепенно, а обрушения происходят внезапно. Обрушение смонтированных деталей произошло на строительстве станции аэрации. Аэротенки состояли из четырех отсеков протяженностью 112 м, расстояние между стенами составляло 12 м, высота сборных деталей, из которых собирались отсеки, 5, 2X2, 5 м. Каждая колонна с пазами для железобетонных досок устанавливалась и крепилась в фундаментах стаканного типа на глубине 30 см. Свободные зазоры должны были замоноличиваться бетоном марки 150.

Производство работ должно было осуществляться в следующем порядке: бетонирование фундамента, установка стоек, замоноличивание зазоров в стаканах дляколонн, монтаж-заводка железобетонных плит в пазы колонн, сварка углов соединений и замоноличивание швов.

Так как технология замоноличивания колонн в зимнее время не была разработана, они устанавливались насухо, а для придания устойчивости их заклинивали деревянными клиньями.

После того как в одном из отсеков было смонтировано 26 пролетов, одна из колонн упала, за этим последовало падение заложенных в пазы железобетонных досок. Они

потянули за собой следующую колонну, и конструкции начали падать одна за другой. Обрушение проходило, как по цепной реакции, до полного разрушения всех пролетов. Разрушение стен аэротенка приостановилось у температурно - осадочного шва и продолжалось, по рассказам очевидцев, примерно 1, 5 мин. За это время обрушилось 18 пролетов; падение конструкций происходило в одну сторону (рис. 42).

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Рис. 42. Разрушение слабозакрепленных железобетонных конструкций

Обрушение было вызвано следующими причинами: при высоте колонн для стен 5, 2 м глубина их заделки была недостаточной, во многих местах в колоннах имелись сколы бетона, железобетонные доски не защемлялись в пазах. Бетон укладывали в опорную часть колонн зимой без прогрева. Другие участки из-за перебоев в подаче пара обогревались только периодически. Клинья неправильной формы или просто куски древесины, использованные для расклинивания колонны и помещенные в стаканы фундамента, неравномерно расклинивали конструкцию - при увлажнении древесина набухала, а при высыхании ослабевала, и некоторые клинья свободно вынимались из гнезд.
При падении первой колонны произошел скол бетона в стакане фундамента, прочность которого была весьма низкой.

В другом случае совершенно неожиданно произошло разрушение железобетонного забора при падении одного его звена. Эта авария возникла при планировке территории АТС, огражденной забором. Бульдозерист, перемещая грунт к забору, задел бетон. Вывернувшейся из грунта бетонной глыбой был нанесен удар по одному из сборных элементов железобетонного забора, в результате одна из панелей упала на тротуар за пределы территории АТС.

При проверке выяснилось, что работы по завершению недоделок оказались невыполненными (приварка закладных деталей и замоноличивание стыков). В натуре также не была выполнена предусмотренная проектом кирпичная опорная стена, к тому же отдельные звенья забора не входили в шпунт обвязочной конструкции. Все это и отразилось на прочности и устойчивости конструкций.

Разрушения, вызванные дефектами армирования как правило, причиной появления трещин в железобетоне считают отступления в армировании конструкций. Однако возникновение трещин может быть вызвано и другими причинами. Наиболее распространенный недостаток, особенно в ажурных и тонкостенных конструкциях, - это неточность фиксации проектного положения арматуры.

В железобетонных плитах на комнату толщиной 12 см рабочая арматура при вскрытиях находилась от лицевой поверхности на расстоянии 4 и даже 6 см. Эти плиты пришлось усиливать.

В последние годы широко пользуются выносными железобетонными козырьками у входов в здания. Разрушение этих козырьков происходит по одной причине - принятая для армирования двойная сетка в результате нарушения технологии бетонирования смещается к опалубке нижней сжатой зоны.

Разрушение сопровождается образованием вверху козырька одной или двух продольных трещин. Если снять стойку, железобетонный козырек опускается и остается висеть на заанкеренной арматуре в стене или продольной балке.

Первым предупреждением о неудовлетворительном армировании является появление трещин. Они часто возникают до удаления стоек и опалубки. По-видимому, стойки устанавливаются на непрочных распределительных досках и под влиянием тяжести оседают. Эти осадки не воспринимаются конструкцией.

Из-за нарушения в армировании консольная плита типа КВ-1Т на строительстве панельного дома, установленная над магазином, пристроенным в первом этаже, упала в тот момент, когда велись работы. Перелом плиты произошел у места заделки плиты в стену (рис. 43).

Разрушения капителей и безбалочных перекрытий

Рис. 43. Динамика обрушения консольной плиты

При освидетельствовании разрушенной плиты было установлено, что рабочая арматура оказалась опущенной по сравнению с проектным положением на 45 мм. Плита имела общую толщину 15 см и состояла из защитного слоя раствора толщиной 20 мм, утеплителя 50 мм и самой железобетонной плиты толщиной 80 мм. При вскрытии на заводе плит, подготовленных к отправке на строительство, выяснилось, что во всех выборочно отобранных плитах имелись значительные отступления в армировании. Поставка плит на строительство была приостановлена до всесторонней проверки технологии их изготовления.

Аварии вызываются также выдергиванием из бетона и разрывом монтажных петель в монтируемых конструкциях. Выдергивание является следствием неудовлетворительной анкеровки монтажных петель и недостаточной прочности бетона, а разрыв вызывается низкой прочностью металла, использованного для петель.

При строительстве железобетонного коллектора для труб в траншею опускали сборные железобетонные элементы. Звенья собирались из отдельных конструкций: Г-образных деталей для стен и плоских плит для днища и перекрытия. Арматура плит днища имела выпуски, которые соединялись с такими же выпусками в конструкциях стен. Промежутки бетонировались для придания системе монолитности.

При подъеме плиты для днища весом 750 кг строп был закреплен не за монтажные петли, а за выпуски арматуры. В момент опускания плиты в траншею арматура выдернулась из бетона и упала в траншею, где производился монтаж коллектора. Бетон оказался весьма низкой прочности.

В практике строительства встречаются случаи выдергивания закладных деталей вместе с анкерными стержнями. Это может произойти в результате недостаточного заглубления анкерных стержней в тело бетона, когда к тому же сцепление металла с бетоном недопустимо мало по сравнению с выдергивающим усилием. Другой дефект вызван недостатками технологии - анкерные стержни заглубляются в бетон после того, как конструкция отформована. При заглублении закладных деталей в бетон гнездо несколько увеличивается по сравнению с диаметром заглубленных анкерных стержней. Закладные детали при этом можно даже раскачать при незначительном усилии. Детали с такими дефектами непригодны для крепления конструкций к основному каркасу.

Панели бракуются либо на месте изыскиваются другие средства для их крепления к каркасу.

Иногда в процессе строительства железобетонные конструкции укладываются в сооружения арматурой вверх. Это вызывается тем, что по технологическим особенностям распалубки на заводе подъемные крюки укладывались в конструкции балок по две штуки с каждой из сторон. Это ввело в заблуждение строителей, и балки были уложены в перевернутом виде.

В типовых школах на пятом этаже над конференц - залом укладывались балки типа РШ длиной 9 м. В балках имелись подъемные крюки сверху и внизу. При выполнении отделочных работ в нижней части балок были замечены трещины, их решили зашпаклевать, но при нанесении следующего отделочного слоя они вновь раскрылись. Это вызвало беспокойство у производителя работ.

Причину появления трещин не удалось сразу выяснить и трудно было себе представить, что их возникновение связано в данном случае с неправильной укладкой балок, но при детальном осмотре конструкций с участием представителя завода факт подтвердился. Балки оказались уложенными рабочей арматурой вверх. Они были загружены плитами утеплителей более месяца.

Это случай, конечно, исключительный. Потребовалось принять срочные меры по обеспечению безопасности. Самым простым решением было сменить балки, но сроки окончания строительства не позволяли произвести разборку конструкций кровли. Усиление балок при их аварийности требовало выполнения охранных мероприятий: в кратчайшие сроки под каждую балку на лежнях были установлены деревянные стойки по две с каждой стороны опоры. Лишь после этого начали усиливать балки.

Состояние аналогичных конструкций было проверено и на других объектах подобного типа зданий. Удалось обнаружить в одной из школ, в которой заканчивались отделочные работы, балки с такими же дефектами. Трещин или других признаков деформаций балок в этом здании после окончания всех работ обнаружено не было. Укрепление балок выполнялось путем установки параллельно с дефектными двутавровых металлических балок, сваренных между собой. Приваренные между балками металлические пластины удерживали железобетонную балку на случай ее полного отказа.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.




Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00241)
Rambler's Top100