На главную: Строительное дело
Вход
Строительное делоОтделка и декорЭстетика и декорАрхитектурная композиция
НЕ понравилась
0
Понравилось

Архитектурная композиция

Искусство архитектуры проявляется там, где человек пытается определенным образом организовать, упорядочить пространство.

Архитектурная композиция создается тремя видами средств: расположением объемов в пространстве; отношением, пропорциями, симметрией, цветом, масштабом архитектурных объемов и их частей, деталей; включением и использованием элементов живописи, скульптуры, садово-паркового искусства.

Объемно-пространственная композиция строится исходя из особенностей зрительного восприятия. Фигуры и формы, которые мы наблюдаем, складываются из плоскостей и линий их пересечения.

Из плоскостей формируются объемы, из объемов создается пространство. Архитектурное пространство отличается тем, что оно неразрывно связано с человеком, который либо находится внутри, либо наблюдает со стороны. Эстетическую ценность имеют не только элементы, ограждающие пространство, но и само пространство.

Отношение между массой материала и пустым пространством, которое она ограничивает или окружает, — одно из первых эмоциональных ощущений при знакомстве с сооружением.

Форма объема здания, как правило, определяется внутренней структурой. Иногда эта зависимость бывает прямой и очевидной, как в одноэтажном доме с плоской крышей. Однако полное соответствие формы оболочки и того, что она в себе заключает, не является обязательным. Неизбежная разница определяется не только толщиной стен и других ограждений, но и пустотами конструктивного и технического назначения. Любое здание с высокой чердачной кровлей, необходимой для удаления воды и снега, имеет внешние габариты, не связанные с функциональным внутренним пространством. В архитектуре прошлого встречаются примеры полной независимости объема от внутреннего пространства. Построение формы здания при этом служило решению особых художественных задач, связанных с внешним видом сооружения и его ролью в ансамбле соседних зданий.

Любое сооружение имеет три измерения: длину, высоту, ширину.

Трехмерность является основным свойством архитектурного объема, поэтому при проектировании дома главной композиционной задачей становится выявление его объемности с разных точек наблюдения.

Преобладание одной из величин дает характерную особенность той или иной композиции: высотный дом — при преобладании высоты, протяженный дом — при преобладании длины; плоский дом — при преобладании ширины. Такие признаки композиции, как фронтальность, пространственность, объемность, положены в основу классификации объемно-пространственной композиции зданий.

Фронтальная (фронтально-плоскостная) композиция рассчитана на видимость с одной стороны и воспринимается со статичных точек зрения. Например, общий вид дома со стороны входа на участок, фасады зданий, решение отдельных стен. Характерным для фронтальной композиции является расположение всех ее элементов и частей по отношению к зрителю, главным образом, в двух фронтальных координатах — ширине и высоте. Глубинная координата во фронтальных композициях развита слабо или имеет подчиненное значение.

При решении фронтальной композиции главной задачей становится выявление поверхности, которую характеризуют следующие основные данные: соотношение ширины и высоты, форма в плане, абрис или силуэт, наклон относительно вертикали, оконные проемы.

Выявление фронтальной поверхности осуществляется с помощью различных средств выразительности: членениями (горизонтальными, вертикальными, наклонными; выступающими, заглубленными элементами), которые подчеркивают форму поверхности; сопоставлением кривых и прямолинейных поверхностей (закругленные углы, выступы эркера); фактурой и цветом.

Силуэт фронтальной композиции

Рис. 4.2. Силуэт фронтальной композиции: а — вертикальный прямоугольник воспринимается стабильным; б — расширение прямоугольника кверху создает впечатление наклона на зрители; в — сужение прямоурольника кверху создает впечатление наклона от зрителя.

Увеличение частоты членений к краю создает впечатление криволинейной поверхности

Рис. 4.3. Увеличение частоты членений к краю создает впечатление криволинейной поверхности.

С помощью этих средств выявляется форма и строится композиция поверхности. Выявление формы фронтальной поверхности подразумевает в первую очередь выявление ее геометрического характера — плоскостности или криволинейности, сочетания того и другого.

Простейшим видом фронтальной композиции является стоящий вертикально прямоугольник (рис. 4.2, а). Сужение прямоугольника кверху создает впечатление наклона от зрителя, а сужение книзу —.

наклона вперед (рис. 4.2, б—в). Такое же влияние на восприятие прямоугольника оказывает членение. При увеличении частоты членений (горизонтальных или вертикальных) в одну сторону будет казаться, что плоскость загибается (рис. 4.3). При криволинейных членениях плоскость будет зрительно деформироваться.

Если членение поверхности вызвано конструктивными или функциональными требованиями и мы, наоборот, хотим восстановить фронтальность, то этого можно достигнуть, применив дополнйтельное членение, но в другом направлении (например, введение вертикальных пилястр при нарушении поверхности горизонтальными линиями цоколя, сандриков, карнизов) (рис. 4.4).

Рассмотрим методы, с помощью которых выявляется композиционное единство поверхности — художественное качество, необходимое любой композиции. Существует два основных способа: первый—эт о заполнить заданную поверхность равномерными членениями (например, клеткой, имитирующей кладку стены из камней или блоков — руст, применение облицовочного кирпича); второй— это членить плоскость, на неравные участки с установлением соподчинения между ними (дверные и оконные проемы, выступы и повороты) (рис. 4.5).

Следует заметить, что членение поверхности только в одном направлении нежелательно. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность с боков, а вертикальные — обращают внимание на верх и низ плоскости.

Равномерное членение переплета оконной рамы подчеркивает ее фронтальность

Рис. 4.4. Равномерное членение переплета оконной рамы подчеркивает ее фронтальность.

Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность формы с боков, вертикальные — ограниченность сверху

Рис. 4.5. Горизонтальные членения подчеркивают ограниченность формы с боков, вертикальные — ограниченность сверху. Равномерные членения в обоих направлениях подчеркивают фронтальные формы.

При появлении в плоскости отдельных замкнутых форм (окон, дверей) важно выявить основные членения: поверхности и проемов, соподчинение по высоте и ширине между размерами всей плоскости и отдельных форм.

Объемная композиция рассчитана на видимость с различных сторон и воспринимается при движении вокруг нее. Компактный дом на отдельном участке — пример объемной композиции, состоящей из элементов, развитых по всем трем координатам (ширине, высоте, глубине). Выявление трехмерности композиции—основная задача проектирования

Форма может иметь следующие особенности: преобладание горизонтальной, вертикальной или глубинной координаты; очертания, силуэт сложный или простой. Плоскости стен, формирующие объем, могут быть прямые, наклонные, криволинейные; вертикальные и др.

Для выявления геометрических закономерностей архитектурной формы используются следующие средства: членение объема на составные части, подчеркнутые сдвигом форм, заглублениями; сопоставление различных контрастных видов поверхности (прямоугольные, скошенные, ломаные, циркульные кривые, криволинейные контуры ограждающих поверхностей); сопоставлением массы и пространства; фактуры и цвета.

Главные приемы выявления формы основываются на геометрических закономерностях поверхностей, граней, членений, цель которых состоит в открытии для восприятия третьего измерения с любой произвольной точки зрения. Равенство длины, высоты и ширины приводит к статичности объема (шар, куб). Преобладание двух величин приводит форму к плоскости.

Объемная форма с некоторых ракурсов может восприниматься как плоская, что обедняет впечатление. Например, дом в виде куба при восприятии его только одной из его сторон теряет свою трехмерность. При небольшом развороте, когда открываются две его стороны, форма выявляется за счет перспективного сокращения граней (рис. 4.6). Такой ракурс дает большую выразительность объемной форме.

При небольшом развороте, когда открывается не только фасад, но и боковые стороны, происходит выявление объема здания

Рис. 4.6. При небольшом развороте, когда открывается не только фасад, но и боковые стороны, происходит выявление объема здания.

При

Рис. 4.7. При. взгляде сверху выявляется форма здания, которую легко представить по рисунку крыши.

Восприятие формы зависит от высоты горизонта. Его центральное положение по отношению к высоте стены делает форму невыразительной. Опускание или подъем линии горизонта (взгляд снизу или сверху) способствуют выявлению формы, так как становится частично видна конфигурация плана или крыши (рис. 4.7).

Большое значение имеет дистанция восприятия. При близких точках видимые стороны воспринимаются в сильном ракурсе и дают ясное представление об объеме (включая очень близкие точки, при которых целостное восприятие формы невозможно). По мере удаления точки зрения ракурс восприятия уменьшается, верхние и нижние грани приближаются к горизонтальному положению, объемность уменьшается. Оптимальная дистанция восприятия объекта в целом — две с половиной — три высоты сооружения.

Впечатление объемности усиливается неравномерным освещением боковых сторон, раскрытием внутреннего объема, членением поверхности, контрастным сопоставлением форм, обладающих разной геометрией. Помимо выявления трехмерности, основной задачей остается достижение композиционного единства частей и гармонии в целом.

Глубинно-пространственная композиция обладает формами, создающими зрительную глубину. Глубинная композиция может быть образована с помощью следующих видов пространств: закрытого со всех сторон и сверху (интерьер) и ограниченного с одной или нескольких сторон (экстерьер). Примером наружной композиции служит внутренний дворик, окруженный с трех или четырех сторон. В этом случае объемность ограждающих стен не воспринимается, и они превращаются в огораживающие плоскости (рис. 4.8).

Замкнутое пространство

Рис. 4.8. Замкнутое пространство.

Открытое пространство

Рис. 4.9. Открытое пространство.

Замкнутое пространство — это пространство, фланкируемое с двух сторон или окруженное со всех сторон. Человек, находящийся в таком окружении, чувствует себя «внутри».

Открытое пространство организуется как бы «снаружи» от центральных объемов и выявляется их величиной, формой, шагом; не выгораживается, а объемлет, охватывает, обтекает организующие его объемы (рис. 4.9).

Композиция внутреннего пространства определяется характером процессов, для которых сооружается здание. Различная группировка пространства внутри здания складывается из комбинации пяти основных типов: ячейковая, коридорная, связанная, анфиладная, зальная (рис. 4.10).

Ячейковая система образуется из независимых друг от друга частей, которые могут быть представлены изолированной комнатой или квартирой в доме террасного типа (ячейки-квартиры в этих домах имеют самостоятельные входы с улицы и, хотя вплотную блокированы друг с другом, внутреннее пространство полностью взаимоизолировано).

Коридорная система складывается из ячеек, связанных общей линейной коммуникацией. Одноэтажные жилые дома коридорного типа включают несколько квартир и позволяют объединить некоторые бытовые процессы.

Связанная бескоридорная система объединяет ячейки вокруг общего помещения. При организации дома-коммуны таким центром служит большая общая комната.

Анфиладная система представляет собой ряд помещений, расположенных по оси друг за другом и связанных проходами или проемами. Такая композиция устраивается в парадной части жилого дома для большой семьи. Например, это могут быть прихожая, передняя, гостиная, столовая, связанные общей осью-проходом.

Зальная система — это единое пространство, в котором сосредоточены все функциональные процессы. Такая система удобна при частом переоборудовании квартиры, когда все перегородки делают передвижными, а в полу или под потолком имеется система точек, к которым подведено электричество, кабели связи и другие коммуникации. Мебель и функциональные зоны в такой квартире размещаются произвольно.

На практике все эти композиции встречаются в сочетаниях и образуют так называемые смешанные системы.

Планировочные схемы

Рис. 4.10. Планировочные схемы: а — ячейковая; б — коридорная; в — связанная бескоридорная; г — анфиладная; д — зальная.

{nb_link}
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

Смотрите также

 
 
 
Регистрация | Забыли пароль? | Контанкты | Правила
Последние комментарии | Теги | Каталог ссылок
О сайте | Карта сайта | Наша команда | Список пользователей
Статистика | RSS | RSS отзывов
2009 © DeloStroika.ru - Сайт представляет Вам материалы по строительной тематике: строительство домов, коттеджей, ремонтные работы в доме и ремонт в квартире. Самостоятельно Вы сможете научиться строить гараж, построить баню, построить бассей и другие хоз. постройки. Видео раздел предлагает к просмотру материалы внутренней отделки и интерьера помещений Вашей квартиры.
* При полном или частичном использовании материалов сайта, активная (dofollow) гиперссылка на страницу материала обязательна.
Запросов: 2 (0.00173)
Rambler's Top100